Для совершения хаджа в первую очередь должны быть соблюдены условия, согласно которым хадж будет являться для него обязательным (ваджиб), а затем уже условия совершения самого хаджа.
Условия ваджиб — это то, что делает хадж обязательным видом поклонения для человека.
К ним относится нижеследующее:
• быть мусульманином
• быть совершеннолетним и в здравом уме
• быть свободным
• обладать достаточными финансовыми средствами и свободным временем.
Что касается условий, необходимых для выполнения хаджа как обязанности мусульманина, то к ним относятся:
• физическое здоровье
• отсутствие внешних препятствий (например, тюремное заключение)
• безопасность пути.
С точки зрения соблюдения этих условий мужчины и женщины находятся в одинаковом положении. Совершение хаджа становится необязательным, если человек не может соблюсти хоть одно из этих условий.
Однако, для того, чтобы хадж стал обязательным для женщины, необходимо соблюдение еще двух условий. Одно из них: совершение хаджа в сопровождении супруга или мужчины, замужество с которым является для нее абсолютно запретным, или говоря иначе махрамом. Это положение является обязательным условием независимо от возраста женщины. Второе условие - женщина, которая овдовела или развелась с супругом, должна выждать три месячных цикла (идда).
В вопросе может ли женщина одна, самостоятельно совершать хадж мнения ученых расходятся.
Согласно мнению ученых ханафитского мазхаба, для совершения хаджа женщине необходимо согласие мужа или "махрама" (это может быть кровный или молочный родственник либо родственник по брачной линии), который будет ее сопровождать на протяжении всего пути.
И опять же стоит обратить внимание, что "махрам" должен обладать здоровьем, в том числе и умственным, не падким на совершение греховных дел. Соответственно, при отсутствии мужа или махрама, готового ее сопровождать, хадж для такой женщины не является обязательным.
Относительно того, является ли это условием, делающим хадж обязательным (ваджиб), или же это условие необходимое для выполнения хаджа (ада), мнения ученых разошлись.
Ученые, относящие это к условиям, необходимым для совершения хаджа, считают, что женщина должна взять на себя все дорожные и прочие нужды сопровождающего ее во время хаджа махрама. А если женщина не может найти сопровождающего махрама или у нее нет мужа, то она должна найти человека, который смог бы совершить бы хадж за нее.
По мнению же ученых, которые относят это условие к тем, что делают хадж обязательным (ваджиб) видом поклонения, женщине нет необходимости искать человека, который мог бы совершить хаджа вместо нее, в случае если у нее нет махрама.
Согласно мнению ученых ханбалитского мазхаба, для того, чтобы совершение хаджа было обязательным для женщины, то сопровождение мужа или махрама является обязательным условием. В качестве обоснования своей точки зрения ученые приводят нижеследующие хадисы:
"Ни одна женщина, которая верит в Аллаха и в Судный день, не должна находиться в пути без махрама" (Бухари, Саум, 53; Муслим, Хадж, 413-414).
“Женщина не имеет право выходить в путь более чем на трое суток без сопровождения мужа или махрама” (Бухари, Таксир, 4; Абу Дауд, Манасик, 2).
“Без сопровождения мужа женщина не должна совершать хадж” (аш-Шавкани, Найль аль-Аутар, т.6, с. 491).
В другом хадисе, переданным Абдуллой ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах) Посланник Аллаха (мир ему) сказал: "Пусть мужчина, при отсутствии рядом кого-либо из махрама, не остается наедине с женщиной. Пусть женщина не отправляется в путь без сопровождения махрама. Один человек встал и сказал: "О, Посланник, Аллаха! Моя жена отправилась в хадж, а я же записался на такую-то войну". На что Пророк (мир ему) повелел: "Иди и соверши хадж вместе с женой” (Бухари, Никах, 111).
Исламские ученые аргументируют необходимость наличия махрама, дабы избавить ее от искушения совершения греховных поступков, а также необходимостью быть под надежной защитой.
Согласно мнению ученых шафиитского и маликитского мазхабов, женщина при совершении хаджа не нуждается в обязательном сопровождении своего супруга или махрама. В доказательство своих взглядов они приводят следующий аят Священного Корана:
“Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах” (Сура «Аль-Имран», аят 97).
По их мнению, положение этого аята необходимо считать общим для всех, то есть обязанность является общей, как для мужчин, так и для женщин, и при этом здесь нет упоминания необходимости махрама.
Поэтому женщина, придерживающаяся шафиитского мазхаба, может отправиться в хадж в сопровождении двух надежных женщин. Поскольку в шафиитском мазхабе умра является ваджибом, согласно этому мазхабу, женщина также может один раз таким же образом совершить и умру.
Согласно маликитскому мазхабу, женщина может отправиться в хадж с группой благонадежных женщин или мужчин или смешанной группой, состоящей из мужчин и женщин. Женщине, которая однажды совершила хадж и умру, по мнению ученых всех четырех праведных мазхабов при совершении второго хаджа или умры запрещается отправляться в путь без сопровождения махрама или супруга.
Islam-today
Также по этой теме читайте:
В чем тонкости совершения хаджа для женщин?
Уникальное фото: первая европейская женщина, побывавшая в хадже
"Леди Зайнаб" - первая мусульманка Британии, совершившая Хажд