Одним из способов взаимопомощи между людьми являются долговые отношения. В жизни бывает всякое, из-за ряда причин люди могут попасть в тяжелое материальное положение. В состоянии нужды возможность брать в долг имеет большое значение. Деньги, взятые в долг, подлежат возврату также в денежном виде, а при ином объекте долга он возвращается в том же виде. Вместе с тем ничего сверх этого не отдается. Если за предоставление долга будет потребовано сверх отданного, это уже будет являться процентом. Процент же в исламе признан запрещенным.
«О, верующие! Если вы даете [или берете] в долг на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь запишет все [как есть] по справедливости...» (Аль-Бакара, 282).
В нашей религии давать в долг – вознаграждаемое деяние, ислам поощряет это. Наш Господь благоволит следующее:
«Если вы дадите Аллаху добрую ссуду, то Он приумножит это [потраченное вами имущество] для вас [от десяти до семисот раз] и простит вам [ваши грехи]. И Аллах – Благодарный [воздающий большим вознаграждением за малые благодеяния], Отменяющий наказание» (Ат-Тагабун, 17).
Как безвозмездная помощь является благочестивым поведением, так и давать в долг нуждающимся является благодеянием. Более того, считается, что это даже лучше, чем подавать милостыню. Наш Пророк (с.а.с.) в одном из хадисов повествует о следующем: «В ночь Мирадж над воротами Рая я увидел надпись: «За милостыню воздастся в десятикратном размере. За долг же полагается восемнадцатикратное воздаяние». И спросил я Джибриля (а.с.): «Отчего же дать в долг обладает большим достоинством, чем милостыню?» Джибриль (а.с.) ответил: «Потому что попрошайка будет просить у тебя каждый раз, когда окажется рядом. Берущий же в долг будет просить о долге только из-за своего вынужденного положения» (Сборник хадисов имама Ибн Маджа).
Для человека добывание себе на жизнь и пропитание законным способом, в особенности для главы семейства добывать на пропитание для зависимых от него членов семьи, является возложенным на него долгом. Вместе с этим, мы должны знать, что на часть заработанного нами имеют определенное право и те, кто беден и нуждается. Мы должны помогать тем, кто оказался в нужде, отдавая закят и садака и давая в долг, когда это необходимо.
Способствовать разрешению жизненных трудностей наших верующих братьев, давая им в долг, признается в исламе высоконравственным поведением. Особенно те из нас, у кого есть такая возможность, должны помогать своим верующим братьям, оказавшимся в трудном положении, и таким образом способствовать преодолению их проблем.
Быть в долгу нелегко. По мере возможности, нужно стараться не брать в долг. Однако если положение стало вынужденным, нужно соответственно ситуации выразить свою просьбу о долге. Не следует быть слишком настойчивым, когда просишь в долг. Сердечное согласие дающего в долг также является основным моментом. Тот, у кого хорошее материальное положение и есть возможность, должен помочь действительно нуждающемуся в помощи. Ведь Коран (сура Аль-Бакара, 245) прямо об этом повелевает. В том случае, когда у человека есть соответствующая возможность, но он лжет об этом и говорит: «У меня нет возможности», − это является грехом. В том случае, если он не собирается отдавать денежные средства в долг, тогда ему следует сказать просящему: «Я имею возможность, но по такой-то причине не могу дать».
Те из нас, кто взял в долг, должны,зарабатывая и экономя, стараться вернуть долг в самые короткие сроки. Долги должны быть возвращены вовремя. Иначе можно поставить давшего в долг в затруднительное положение или заставить его сожалеть о сделанном добре. Конечно, это неправильно.
Всевышний Аллах в Коране наставляет нас скреплять долговые обязательства письменно и даже заручиться свидетелями. Это направлено на защиту от вреда как заимодавца, так и должника. Сохранение хороших межличностных отношений и продолжение торговых отношений между людьми напрямую зависят от соблюдения прав друг друга. Поэтому определение суммы долга и суммы, подлежащей возврату, в письменной форме является необходимым, так как если забудутся сроки возвращения долга или возникнет какое-либо иное подозрение между людьми, то это подорвет доверие между мусульманами. По этой причине долг должны записывать и тот, кто его дает, и получивший.
Взаимная запись долгов и подтверждение его свидетелями помогут в дальнейшем преодолеть возникающие недоразумения. Всевышний Аллах придал большое значение письменной форме и свидетелям при оформлении долга так, что даже самый длинный аят Корана − это аят о получении долга.