Вражда Иблиса, ставшая испытанием человечества и в то же время школой жизни, в которой человек познаёт добро, зло и Истину, началась с повеления Всевышнего: «Падите ниц перед Адамом». Они (ангелы) пали ниц и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверных». (сура «Аль-Бакара», аят 34)
Иблис был из числа джиннов, достигший высоких степеней своим усердием в поклонении. Но это было лишь вознесением перед позорным падением. Ибо он не смог понять главного: не посредством поклонений раб достигает величия, ведь поклонение — это естественное состояние творений. Но посредством искренней покорности и познания сердцем сути единобожия.
Когда настанет время смерти Иблиса...
Мудрый Господь, пожелавший показать эту разницу, создал Адама (алейхиссалям). В него ещё не была вдохнута жизнь, как Иблис уже начал проявлять своё настоящее лицо. Перед ним был соперник, сущность которого он не мог разгадать. Он видел Адама лишь куском глины, заявив об этом Всевышнему, который лучше знал их положение: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». (сура «Сад», аят 76) Из этого ясно, что и себя он оценивал только с материальной стороны. Но истинную разницу между Адамом (алейхиссалям) и Иблисом мы можем увидеть из следующих аятов Корана:
«Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих искренних рабов». (сура «Аль- Хиджр», аят 40); «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоём прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными» (сура «Аль- Араф», аят 16,17).
«Они (Адам с Хаввой) сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» (сура «Аль- Араф», аят 23).
Из этих слов видно, что Иблис считал себя абсолютно правым и достойным, что даже посмел обвинить самого Аллаха Джалля Джалялуху в несправедливости, сказав, что это Господь ввёл его в заблуждение. Адам же вместе со своей супругой упрекали только самих себя и просили Создателя о милости и прощении. То есть, проявили качества смиренных рабов.
По сей день верующие, вступив на путь Истины, борются со своим нафсом, чтобы избавиться от качеств Иблиса, которые стали причиной его падения. Ведь сказано: «Кто познает себя, тот познает и Господа».
Имам Газали в своей книге «Эликсир счастья» объясняет: «...человек из своей сути познаёт бытие сути Всевышнего, из своих качеств познаёт качества Всевышнего, из духовного властвования в своём государстве, в своём теле и органах познаёт духовное владычество Всеславного и Всевышнего во всех мирах.
Объяснение этому следующее: осознав себя в бытии, он знает, что сколько-то лет до этого пробыл в небытии, никак не проявляясь. Так, как сказал Всевышний: «Разве уже прошла над человеком та пора, когда он не был вещью поминаемой? Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, и сделали его слышащим и видящим» (сура «Аль-Инсан», аяты 1-2).
Ведь то, к чему проделывает путь человек от основы своего сотворения, состоит в его знании о том, что до своего бытия он был всего лишь каплей (спермой), в которой отсутствовали разум, слух, зрение, голова, руки, ноги, глаза, сосуды, нервы, кости, плоть, кожа».
То есть, человек, осознавая свою сотворённость Великим Творцом — своим Господом, осознаёт и свою ничтожность: он принадлежит тому, кто его сотворил и одарил теми из благ, которыми пожелал Творец. А когда человек полностью принимает эту данность, воспитывает нафс в этом ключе, украшается адабом и покорностью, считая себя недостойным даров Всевышнего, то достигает высшей точки совершенства в своей сущности. Становится наилучшим, безупречным, любимым для Господа. Ибо понимает, что всё это не его заслуга, а только милость Аллаха Газза ва Джаль. Потому, каждое, даже малейшее дарованное ему благо достойно огромной благодарности.
Иблис же оказался самолюбивым, считал, что имеет свою собственную ценность, смея претендовать даже ни на что-то, а на самое лучшее. И до Судного дня его почерком в совращении людей с прямого пути является именно высокомерие. Он внушает потомству Адама мысли о том, что они достойны большего. Развязывает меж ними войны ради мирских, материальных благ. И только проницательные, искренние рабы Аллаха устремляются от мирского к Господу. Просят прощения за ошибки и очищают свои сердца от всего, кроме Аллаха.
Айна Замаева