Права животных в свете Корана и сунны

С началом ниспослания Корана у людей начали формироваться новые убеждения и взгляды на жизнь. Всевышний Аллах, обучая людей тому, чему они должны верить, сообщает, что Он – Господь не только людей, но и всего сущего: людей, джиннов, растений, камней, животных. Многие ученые считали, что «Господь миров» значит «Господь всех видов живого и неживого». Отсюда и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) является «посланников милости к мирам», то есть, к мирам людей, джиннов и даже животных. Как писал имам Фахруддин ар-Рази (да помилует его Аллах): «После людей самое ценное перед Всевышним создание – это животное» («Мафатих аль-гайб»).

В Коране приходят упоминания о некоторых животных, и ни в одном аяте Аллах не говорит о них плохо или в уничижительной форме. Скорее наоборот, Аллах указывает на достоинства некоторых животных и даже клянется ими. Например, в суре «аль-'Адият» Аллах клянется конями: «Клянусь скачущими запыхаясь! Клянусь высекающими искры копытами! Клянусь нападающими на заре! Тем самым они поднимают столб пыли и врываются с ним (со столбом пыли или с всадником) в гущу».

Также Всевышний Аллах говорит о животных следующее: «Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу» («аль-Ан'ам», 38).

Всего в Благородном Коране упоминается 28 животных: верблюд, овца, коза, корова, лев, волк, собака, обезьяна, свинья, лошадь, мул, осел, слон, комар, блоха, вша, бабочка, кузнечик, пчела, паук, муравей, ворона, удод, рыба, змея, лягушка и перепел. Кроме того, некоторые суры также носят названия животных. К ним относятся сура «аль-Бакара» (Корова), «ан-Нахль» (Пчелы), «ан-Намль» (Муравьи) и «аль-Анкабут» (Паук).

Примечательно, что Аллах в Коране нечестивцев называют «людьми, которые хуже животных»: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» («аль-А'раф», 179).

У животных в Исламе, как и у людей, есть определенные права. Они, например, имеют право на жизнь. Нельзя беспричинно лишать животных жизни. Предостерегая мусульман, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь беспричинно убьет птицу, она в Судный день воскликнет: “О, Господь! Спроси моего убийцу, почему он убил меня”» (ан-Насаи).

В другом известном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал о наказании женщины, убившей свою кошку: «Одна женщина заперла кошку. Не давая ей есть и пить. И не позволяла ей выйти, чтобы та сама нашла себе пропитание. В результате кошка умерла, а эта женщина из-за этого попала в Ад» (Бухари, Муслим).

С другой стороны, Аллах обещает награду тем, кто спасает жизнь животных: «Когда блудница из израильтян увидела собаку возле колодца, умирающую от жажды, она сняла свой ботинок и напоила собаку - за это Аллах простил ей грехи» (Бухари).

Религия Ислам также уделяет большое внимание защите животных и сохранению их популяций. Сообщается, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) со своими сподвижниками после долгого пути остановился на привал. Один сподвижник, увидев птичье гнездо на дереве, забрал оттуда все яйца. Через некоторое время в гнездо вернулась птица, начала хлопать крыльями и искать свои яйца. Пророк (мир ему) спросил у сподвижников: «Кто из вас расстроил эту птицу?» Тот сподвижник сказал: «Посланник Аллаха, я забрал с гнезда яйца». Тогда Пророк велел ему вернуть яйца на место.

К заботе о животных относятся повеления Шариата не изнурять их непосильным для них трудом, не нагружать верховых животных неподъемным для них грузом, следить за их здоровьем и питанием, а также относится к ним справедливо и без жестокости. Ислам запрещает людям пытать и издеваться над животными, ставить над ними эксперименты, ставить на них клеймо и даже проклинать их.

Отсюда мы видим, что Ислам запрещает людям какие-либо действия, приносящие вред животным. Достаточным доводом этому являются приведенные выше хадисы, в которых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обещал суровые мучения тем, кто беспричинно убивает и причиняет вред животным.

Этика закалывания: как Пророк (ﷺ) велел относиться к жертвенным животным?

Можно ли кормить котов кормом из магазина, ведь там "нехаляльное" мясо?

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle