«Если Мои рабы спросят тебя [о Мухаммад] обо Мне, то [ответь], что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне [покорностью] и верят в Меня – тогда они пойдут по верному пути». (Аль-Бакара, 186).
Человеку надо стремиться приблизиться к Аллаху и не забывать своего Господа. Но иногда, в результате обмана со стороны шайтана, между человеком и его Господом вырастает стена. Он теряет надежду, начинает чувствовать себя недостойным стоять перед Господом своим и обращаться к Нему с просьбой, раскрыв ладони. Он уже думает, что Аллах никогда не простит его, не ответит на его дуа. Но это в корне неправильная мысль! Ведь наш Господь сообщил нам: «Мы ближе вас к нему, хотя вы и не видите этого». (Аль-Вакига, 85).
«Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф,16).
«И знайте, что Аллах проникает между человеком и его сердцем [то есть знает его тайны, может сохранить веру верующему и лишить ее неверующего]» (Аль-Анфаль, 24).
Несмотря на неподобающие поступки Своего раба, Господь ждет его возвращения. И нет необходимости ни в каком посреднике, чтобы стать близким к Нему, стать Ему другом. Для этого достаточно сильного желания и искренних намерений. Говорить, что это никак невозможно без посредников, значит ставить заграждение между Господом и Его рабами.
Неправильно действовать по такому принципу: как нужно простому человеку искать знакомых, чтобы попасть на прием к государственному чиновнику, точно также слабый и грешный раб нуждается в каком-либо друге Аллаха, чтобы достигнуть своего Господа. Всевышний Аллах отрицает все это и говорит: «Я близок».
Исламское вероубеждение не принимает необоснованное утверждение, что «нельзя без посредника достигнуть Аллаха». Тот, кто молится Всевышнему Аллаху, должен совершать дуа с пониманием Его близости. Но не ждать мгновенного исполнения своего дуа, ведь Аллах лучше знает, когда Ему принимать наши молитвы. Один очень важный момент: не нужно молиться так, словно ты обращаешься к кому-то глухому.
Абу Муса (р.а.) передает: «Однажды мы вместе с Пророком (с.а.с.) были в походе. Когда поднялись на гору, начали громко читать такбир. Достопочтенный Пророк (с.а.с.) нам на это сказал: «Будьте к себе милосердными. Ведь вы же не обращаетесь с молитвой к кому-то не слышащему или отсутствующему» (Имам Бухари, «Книга призыва», 50, 67).
Иногда человек просит Аллаха не словами, а своим видом, состоянием. И если он при этом искренен, то это может оказаться более действенным, чем громкая молитва.
«Обращайтесь [с мольбами] к Господу вашему смиренно и тайно [про себя]. Поистине, Он не любит нарушающих границы» (Аль-А‘раф, 55).
Завершим эту тему прекрасным комментарием ныне покойного Хамди Языра: «Вполне понятно, почему сказано «Я близок», но не сказано «Мои рабы близки Мне».
Ведь раб, существование которого лишь вероятно, жизнь которого бренна, очень близок к отсутствию, исчезновению. Личное приближение его к Всевышнему Аллаху невозможно. Близость с этой точки зрения не со стороны раба, а со стороны Аллаха. Пока сердце молящегося занято чем-то другим, кроме Аллаха, нельзя считать, что он молится по-настоящему. Когда же его душа отдалится от всего, кроме Аллаха, его осенит понимание Его единственности. Достигнув такого уровня, он перестанет думать о своих нуждах, не станет просить за себя; все препятствия исчезнут. Вот тогда и появится близость к Аллаху. До тех пор, пока человек ориентирован на свои желания, он не может приблизиться к Аллаху, его желания будут препятствовать этому. Когда же он откажется от них, он полностью вручит себя воле Аллаха, как об этом сказано в аяте: «Я вверяю свое дело Аллаху. Поистине, Аллах видит [Своих] рабов» (Гафир, 44).
Тогда по воле Аллаха, по одному Его слову «Будь!» исполнится все то, чего не могли сотворить миллионы желающих в течение многих веков»