Кто такие хариджиты, и что стало причиной возникновения этого течения?

 

Предыдущая часть

Хариджиты (خوارج‎‎‎; хаваридж – выступившие, вышедшие, покинувшие) – первое в истории Ислама религиозно-политическое движение, секта, сформировавшаяся как религиозный протест против политического решения последнего из праведных халифов Али бин Абу Талиба в ходе действия битвы при Сиффине.

Перед тем, как начать подробно рассматривать историю возникновения секты хариджитов и ее идеологию, необходимо попытаться описать ту историческую атмосферу, которая царила во время правления халифа Али (да будет доволен им Аллах) и началась во время правления его предшественника халифа Усмана бин Аффана.

Али в наследство досталось общество, раздираемое междоусобными интригами и серьезными политическими волнениями. Первое, что требовали от Али после его избрания халифом - это расследование убийства Усмана и наказания виновных. Такое требование к Али выдвинули жена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Аиша, наместник Сирии и Палестины, ко всему прочему являвшийся родственником Усмана, Муавия, и Тальха бин Убайдуллах. Однако Али не спешил расследовать убийство своего предшественника, что было однозначно воспринято его оппонентами как покровительство убийцам. В Шаме и Мекке, регионах, в которых авторитет и политическое влияние Муавии, Аишы и Тальхи были особенно сильны, недовольство политикой Али набирало обороты. В Дамасской мечети Муавия выставил на обозрение окровавленную рубашку Усмана и отрубленные пальцы его жены Наили (в момент, когда убийцы занесли над Усманом меч, Наиля пыталась прикрыть руками голову мужа). Последствием этого противостояния стала печально известная  «Верблюжья битва», в которой погиб Тальха бин Убайдуллах и многие другие сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а Аиша пленена, доставлена под стражей в Мекку, где и была отпущена.

Волна недовольства политикой Али не ослабла, и на следующий год произошло сражение, которое и положило начало секте хариджитов – битва при Сиффине. Мы не станем подробно останавливаться на ходе самой битвы, и упомянем лишь ее важнейший момент – третейский суд, когда враждующие стороны решили оставить разрешение их споров на суд Аллаха и обратились к Корану для поиска выхода из сложившейся ситуации. Судьями выступили Амр бин аль-Ас со стороны Муавии и Абу Муса аль-Ашари со стороны Али.

Негодуя тем, что Али пошел на поводу противников и согласился на третейский суд, от Али откололась значительная часть его войска, которая насчитывала около 12 тысяч человек. Они предъявили Али обвинение в отходе от Ислама, мотивировав свой вердикт тем, что только Аллах имеет право судить, а людям способность судить по справедливости недоступна. Выступив против Али и отколовшись от его войска и большинства мусульман, эта группа стала ядром только что образовавшейся секты хариджитов.

Идеология хариджитов, как мы упомянули выше, стоит на тезисе «Ля тахкима илля лиллях» (Судить вправе только Аллах), что отвергает идею о любых попытках цивилизованного решения политических или религиозных проблем. Основным средством доказательства своей правоты хариджиты считают вооруженную борьбу и физическое устранение оппонентов. Результатом такого их подхода к решению политических вопросов стало убийство Али фанатиками-хариджитами. Один из них, Абдурахман ибн Мулджам, чудом выживший после сокрушительного поражения хариджитов от Али при Нахраване, решил, во что бы то ни стало, убить халифа. Окончательно он утвердился в своих планах после женитьбы на Катаме бинт аль-Шиджн, потерявшей в битве при Нахраване отца и брата, бывших хариджитами и воевавших в этой битве против Али. В качестве махра девушка попросила, среди прочего, убийство Али, желая мести за родных.

В целом являясь суннитами, хариджиты более строго относились к и религиозному и личному поведению мусульман. Например, хариджиты, в отличие от приверженцев ортодоксального Ислама, утверждали, что Ислама без деяний не существует, и любой, оставивший молитву, пост или закят считается неверным и подлежит соответствующему наказанию.

Основным пунктом их идеологии являлось утверждение о равенстве арабов и неарабов внутри Уммы, а халиф должен был выбираться среди достойнейших кандидатов, однако его власть должна была быть ограничена. Так, халиф имел право только на исполнительную власть. Судебная и законодательная власть, по мнению хариджитов, должна была принадлежать совету (Шура).

Хариджиты уравняли в своей идеологии большие и малые грехи, убивая любого согрешившего, чей проступок будет доказан, приравнивая совершение греха к вероотступничеству.

Хариджиты отличались своим особым рвением к выполнению религиозных предписаний, вели аскетическую жизнь. Отрицали аллегорическое трактование аятов Корана, буквально воспринимая его текст. В целом, хариджиты производили впечатление чрезвычайно набожных мусульман, часто молившихся и постившихся, что не мешало им, однако, убивать сподвижников Пророка, обвиняя их в неверии.

Хариджиты в свое время раскололись на большое количество течений, разойдясь в мнениях относительно политических или религиозных аспектов Ислама. Единственным течением хариджитов, дошедших до наших дней, является течение ибадитов, которое сформировалось в VII веке в Ираке и было названо по имени основателя течения Абудллаха бин Ибада, который сформулировал идеологию ибадитов.

По мнению современных мусульманских ученых, идеология ибадитов характеризуется следующими аспектами:

  1. Ибадиты полагают, что большой грех, совершаемый мусульманином, выводит его из Ислама и за это он будет навечно ввергнут в Ад. Позиция ортодоксальной школы заключается в том, что мусульманин, совершавший большие грехи, предстанет перед Аллахом и если Аллах пожелает, то накажет грешника Адом, или же простит, если пожелает. Но даже если Аллах и накажет грешника огнем, то, благодаря наличию у грешника имана, наказание будет иметь временный характер.
  2. Ибадиты отрицают возможность лицезрения Аллаха в следующей жизни.
  3. Ибадиты, как и мутазилиты, отверждают, что Коран сотворен (махлюк). Не та книга, которая действительно создана посредством бумаги и чернил, а извечный сыфат «Речь» (Аль-Калям Нафсий).

Современные ибадиты мало чем похожи на своих предшественников и их с трудом можно назвать хариджитами, за исключением некоторых богословских аспектов. Самые большие общины хариджитов-ибадитов находятся в Омане, Алжире, Тунисе и Ливии.

Примечательно сравнение хариджитов с последователями современного течения ваххабитов, которых некоторые ученые прозвали «неохариджитами». Приведем цитату видного ханафисткого алима Ибн Абидина (1784-1836) о «последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Они считали неверующими сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают неверующими тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями Ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они последователи имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они являлись мусульманами и что, если кто выступает против их верований, то они являются многобожниками, таким образом они разрешили убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллах Всевышний не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году». [«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», том 4, стр. 262, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди].

Также, существует множество других оснований, включая хадисы Посланника Аллаха, которые могут служить доказательством законности причисления последователей течения ваххабитов к неохариджитам. Некоторые из хадисов:

«Появятся люди со стороны востока, которые (много и хорошо) читают Коран, а он не будет доходить ниже их глоток (метафора, означающая, что они не будут понимать истинный смысл Корана), они будут пересекать Ислам (т. е. выходить из него) словно стрела, выпущенная из лука, и не возвратятся к нему (Исламу), если даже стрела вернется обратно. Их признак – бритье голов» («Фатхуль-Бари», № 7562; «Муснад» имама Ахмада, № 11188; «Далаилу нубувват» аль-Байхаки, № 2740; и т. д.). «Люди в моей общине, их признак – бритье головы, читающие Коран, но суть его не будет достигать ниже глотки, они будут пересекать Ислам (выходить из религии), словно стрела, выпущенная из лука, они (т. е. эти люди) худшие из творений» («Муснад» имама Ахмада, № 20551). От Абу-Са‘ида аль-Худри: «Поистине, вслед за этим моим временем придут люди, которые будут читать Коран, но он не уйдёт дальше их горла. Они пройдут через религию подобно проходу стрелы через ее добычу. Они будут убивать мусульман и оставлять одних идолопоклонников. Если бы я встретил их, поистине, я убил бы их путём, которым был убит народ Ад (адитов) [то есть всех]».

Под востоком в словах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) подразумевается регион Неджда, который находится восточнее Хиджаза и из которого вышли лжепророк Мусайлима и основатель движения ваххабитов Мухаммад бин Абдульваххаб. Известно, что Посланник Аллаха отказался молиться за Неджд по просьбе местных мусульман, мотивировав свой отказ словами: «Там [Неджд] будут землетрясения и разногласия, и там вырастет рог Шайтана».

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle