С наступлением Рамадана мусульмане погружаются в некую праздничную атмосферу, предвкушая благодатность этого месяца. Подготовка к нему начинается с уборки и украшения дома и заполнения холодильника продуктами. В информационных же источниках пестрят темы о том, что приготовить на ифтар и сухур. Изобилие фотографий с аппетитной едой на каждый вечер разговения просто поражает! От всего этого, хотя и приятного явления, невольно встаёт вопрос: Рамадан месяц поста или еды?
В нашей религии пост не ограничивается лишь простым голоданием. Он несёт более глубокий смысл: искреннее, беспрекословное подчинение воле Аллаха и воспитание в себе терпения. Но это не терпение голода до определённого срока, а выработка пожизненного духовного качества — отказа от мирских удовольствий сердцем!
Это состояние весьма красиво описано в следующем пояснении: аскетизм заключается не в отказе от роскоши и богатства, а в очищении сердца от всего, что ниже Всемогущего. Нищего, влюбленного в мирское, при всей его бедности, не назовут аскетом. А пророка Сулеймана (мир ему) при всём его достатке называют аскетом!
Вкусная пища, роскошь, комфорт, праздный образ жизни и даже тяга к сплетням и пустословию — всё это относится к той части мирской жизни, которая объявлена проклятой: «Мирская жизнь проклята, и проклято всё, что в ней, кроме того, что для Аллаха» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
Конечно же это не относится к сухуру и ифтару, которые являются поклонением. Однако лишь до тех пор, пока не превратятся в сладостное чревоугодие!
«Ешьте [разрешенную пищу] и пейте, но не будьте расточительны, поистине, Он [ваш Господь] не любит расточительных», — сказано в Коране (сура «аль-Аʼраф», аят 31)
А Пророк (мир ему) говорил: «Никогда не наполнял человек сосуда более худшего, чем его собственное чрево!» (Ат-Тирмизи, 2380).
Потому как это становится причиной остывания сердец к вере: «Не умерщвляйте свои сердца чрезмерным приёмом пищи, поистине сердце погибает, подобно тому, как погибают посевы от изобилия воды» («Мишкат аль-Анвар», хадис 420).
Посевами являются наши старания в поклонении, которые мы ставим под угрозу из-за этого порока. В связи с этим один праведник сравнил желудок с кипящим под сердцем казаном, копоть и пар которого, поднимаясь, затуманивают и очерняют сердце.
Абу Джа’фар же (да будет доволен им Аллах) говорил: «Поистине, живот такой орган: когда он голоден, остальные органы сыты (они успокаиваются и не тянут тебя никуда), а когда он сыт, остальные органы чувствуют голод (тянут тебя к совершению чего-либо лишнего или запретного)».
Рамадан благословенен ещё и тем, что приходит словно бы обновителем веры, напоминающим о забытой нами сути ислама. Отбрасывает к истокам этой религии, говоря: «Месяц Рамадан – [это месяц], в который был ниспослан Коран как руководство для людей, доказательство истинного пути и различение [между истиной и ложью]» (сура «аль-Бакара», аят 185) Это напоминание о возвращении на прямой путь, когда мы в течение года по забывчивости отклоняемся от него, погружаясь в мирскую суету.
Есть ли смысл держать пост человеку, который не читает намаз?
Почему мирское столь ненавистно Аллаху? А потому, что оно порождает ширк — многобожие в сердцах. Заставляет забыть о том, «кто в доме Хозяин!» Сам Всевышний обучил нас тому, как не забывать об этой Истине.
Так, в одном из риваятов сообщается, что когда Аллах создал нафс человека, то спросил у него:
- Кто Я?
Нафс же ответил вопросом:
- А кто я?
Аллах приказал ангелам оставить нафс в лишении, голодным на тысячу лет, а затем снова спросил:
- Кто Я?
Нафс ответил:
- Ты – Аллах, кроме которого нет другого истинного Бога, достойного поклонения.
Таким образом, оставшись лишённым, нафс осознал, признал единство и величие своего Создателя.
Стало быть пост — это инструмент воспитания нафса, пробуждение его от беспечности. Тогда правильно ли после изнурительного урока сводить его смысл на нет, устраивая каждый вечер пир в честь «освобождения»? Или же стоит, наконец, обрести то духовное качество, сделав скромность образом жизни?
Следует правильно понимать суть Рамадана. Ведь он является духовным праздником, а не праздником живота, чтобы весь месяц посвящать мыслям о предстоящей вечерней трапезе. Для этого Аллах в качестве награды определил Ид аль-Фитр — отдельный день для празднования победы над мирским.
Остальные же дни Рамадана — это воспитание. В противном случае человек может оказаться среди тех, о ком Пророк (мир ему ) сказал: «Сколько есть совершающих ночное поклонение, но их доля от этого – только лишение сна, и сколько постящихся, которым нет ничего от их поста, кроме голода и жажды!»
Помимо праздного отношения к ифтарам и сухурам Рамадана, причиной суеты над меню (кроме приёма гостей для разговения) может быть страх за ухудшение состояния организма из-за нехватки полезных веществ. Во избежание этого мусульмане стараются накрывать столы более обильно и разнообразно. В итоге на питание в Рамадан может уйти больше средств, мыслей и сил, нежели в остальные дни. Если страх о здоровье отвлекает от важного, будет лучше вооружиться комплексом хороших витаминов из аптек, а меню сделать проще, подобающим цели Рамадана.
Чек-лист продуктивного Рамадана
Полезным будет сравнить религиозную практику Пророков и сподвижников с практикой современных верующих. Увидеть разницу отношения к понятию духовного пути.
Сказано, что «самое первое бедствие, которое случилось в этой Умме после смерти Мухаммада (мир ему) – это сытость. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают жирнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ними» (Аль-Бухари).
Глубокое понимание этой истины нашло отражение в образе жизни благородного Абу Бакра ас-Сиддыка (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я со дня принятия ислама из-за сладости поклонения Аллаху и из-за жажды встречи с Ним не ел досыта и не пил до утоления жажды».
Передают, как сатана, неся с собой разные яства, явился Пророку Яхъе (мир ему). «Что это ты несёшь?», – спросил его Пророк. «Это – страсти людей, посредством которых я охочусь на них», – ответил сатана. Пророк спросил его: «Есть ли среди этих страстей моя доля?» «Нет, но всё-таки однажды ты поужинал досыта и этим я добился того, что ты почувствовал тяжесть в своём теле при совершении намаза». Тогда Яхъя (мир ему) сказал: «Клянусь, больше никогда не поем досыта!», – «А я больше никому про это не расскажу!» – зарёкся сатана.
А вот случай, который учит верующих не только адабу за столом в гостях, но и предостерегает от неверия. Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) никогда не садился есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который разделял с ними трапезу.
Нафи‘, передававший хадисы с его слов, сказал: «Однажды я привёл с собой какого-то человека, чтобы он поел вместе с ним. Этот человек ел безмерно много. После же его ухода Ибн Умар сказал мне: «О, Нафи‘, больше не приводи ко мне этого человека, ибо я слышал, как Пророк (мир ему) говорил: «Верующий кушает в один желудок, а неверующий в семь» (Аль-Бухари, 5393; Муслим, 2060).
Одним из важнейших дел верующего является забота о своём положении в ахирате. После Пророка (мир ему) об этом больше всего размышляли благородные сподвижники. Рассказывается, что Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) пригласил к себе в гости халифа Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Когда Халид приготовил еду для угощения, Умар сказал: «Это – наша еда. А что же получили мухаджиры (переселившиеся ради Аллаха), которые умерли, не наевшись досыта даже овсяным хлебом?» Халид ответил: «Им будет Рай, о, предводитель правоверных!» «Если они обрели Рай, а нашей долей является эта мирская трапеза, – они очень сильно опередили нас», – сказал Умар.
Раз таков жизненный путь благороднейших людей ислама, как же мы можем проводить Рамадан в заботах о еде?
Айна Замаева