Фото: ratibrajab/ elements.envato.com
Об особой науке «аль-джафр ва-ль-джами» в своем труде «Мукаддимат китаб Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф» (Введение к биобиблиографическому словарю «Верность предшественникам и приветствие потомкам») упоминает Шигабутдин Марджани.
Это якобы «наука гадания по буквам», которую тайно передают из поколения в поколение ученые из семейства Пророка ﷺ (ахлю бейт) и не посвящают в нее других. Считается, что она была записана в отдельной книге – «Аль-Джафр», что буквально означает «кожа ягненка».
Согласно некоторым преданиям, Али (р.а.) расположил все двадцать восемь букв арабского алфавита в определенной последовательности, из которых путем применения ряда правил можно узнать и о записанном в «Скрижалях судьбы», и о происходящих с начала до конца времен событиях. Якобы одним из последних, кто был известен знанием данной науки, являлся Абу-Салим Мухаммад ибн Тальха аль-Адави.
По этому поводу Марджани приводит следующие строки Абу-Аля аль-Маарри:
Люди удивлены тому, что семейству Пророка
Досталось знание в коже ягненка.
Фото: elements.envato.com/ ABBPhoto
Ибн Халдун, напротив, в своем труде «Мукаддима» утверждал, что, вопреки распространенному мнению, «аль-джафр» — это не научная дисциплина, а индивидуальная способность, и подчеркивал ее связь с открытиями и вдохновением.
Интерес узнать о будущем, прибегая к различным методам, восходит к древним народам, жившим до ислама.
Известно, что халдеи, ассирийцы, вавилоняне, египтяне, а позднее прорицатели, астрологи и некоторые мистики, жившие среди иудеев и христиан, сообщали различные предсказания на такие темы, как Конец Света, судьба государств, правителей и т.д.
Древнегреческий философ Пифагор утверждал, что между сущностями, числами и геометрическими фигурами существуют определенные отношения. Множество схожих примеров можно найти в эзотерических интерпретациях Торы и в трудах отцов церкви, таких как св. Августин. В Торе сообщается, что Авраам послал своего помощника Элизера с 368 воинами сражаться против четырех царей (Бытие, 14/1-4). Это число равно числовому значению имени Элизер буквами иврита.
В «Зоаре», являющемся фундаментальным трудом еврейского мистического движения Каббала и содержащем эзотерическое толкование Торы, упоминается наука, основанная на тайнах букв. По распространенному мнению, «Сефер Йецира», одна из важнейших книг каббалистов, якобы была написана пророком Ибрахимом (а.с.).
В ней рассматриваются 22 буквы еврейского алфавита и их связи с творением. Согласно этой книге комбинации «основных букв» содержат в себе корни всех вещей, все отношения, гармония и противоречия между внешними сущностями, которые являются «божественными словами», присутствуют и в двадцати двух буквах иврита.
Почему гадание запретно?
Фото: elements.envato.com/ ABBPhoto
Ученые ахлю сунна считают, что все эти утверждения не соответствуют действительности. В Священном Коране ясно сказано, что знание о сокровенном (гайб) является одним из атрибутов божественности и что оно остается за пределами человеческих средств приобретения знаний, но Всевышний сообщил некоторым из своих пророков информацию, которую он счел нужным раскрыть.
Шииты считают, что часть из Откровений, ниспосланных Пророку ﷺ, были переданы им лишь Али (р.а). Однако это противоречит аятам Корана, в которых говорится, что Посланник Аллаха ﷺ все полученные Откровения передавал всей умме (см. Аль-Майда, 67; Худ, 12. Аль-Кахф, 27).
Это также противоречит хадисам, переданным самим Али (р.а) или Ибн Аббасом (р.а) (см. Бухари, «Илим», 39, «Джихад» 71; Муслим, «Ахахи», 8; Муснад, I, 108). Нет никаких доказательств того, что особая наука под названием «аль-джафр» была передана Пророком ﷺ ахлю бейту как пророческое наследие.
По сути, источником повествований об «аль-джафр» являются Абу аль-Хаттаб аль-Асади, у которого были настолько крайние идеи, что он приписывал божественность Джафару ас-Садику и Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи, который являлся одним из лидеров батинитов.
Отношение ислама к гаданию ради развлечения
Фото: elements.envato.com/ ratibrajab
Похоже, что первые представления об «аль-джафр» проникли в исламский мир через батинитско-исмаилитские круги и источники, передающие старые религиозно-философские культуры, а большинство шиитов и некоторые суннитские учёные находились под влиянием этого и считали, что «аль-джафр» содержит в себе знание будущего.
Мухсин Нурулла