Азан твердо установлен сунной. Наш Пророк ﷺ сказал: «В ночь Исра, когда я был доставлен к Бейт аль-Макдису, Джабраиль прочел азан, произнес икамат». Пророк ﷺ встал впереди и провел намаз для ангелов и духов всех пророков.
Требовался какой-нибудь знак, указатель, чтобы сообщать мусульманам о наступлении времени намаза. Сахабы, высказывая свои соображения по этому поводу, выдвинули такие предложения: звонить в колокола по примеру христиан, трубить в горн по примеру иудеев.
Читайте также: Что такое васваса и как их избежать?
Но эти предложения не нашли поддержки, поскольку Расулюллах ﷺ не пожелал, чтобы это походило на действия христиан, иудеев, а также на язычников, в таких случаях разжигавших огонь.
‘Умар, находившийся среди слушавших эти предложения, сказал: «Почему бы вам не послать человека, чтобы он созывал народ к намазу?» После этих слов посланник Аллаха ﷺ повелел: «Эй, Биляль, встань и возвести о намазе».
Биляль Хабаши стал собирать народ, возвещая: «Ас-саляту джами‘атан» («На намаз с джама‘атом!»).
После этого все находящиеся на улицах Медины мусульмане торопились сообщить своим близким о наступлении времени намаза, громко произнося: «Ас-салят! Ас-салят!»
‘Абдуллах ибн Зайд рассказал посланнику Аллаха ﷺ, что ему приснилось: «О, посланник Аллаха! Кто-то сошел с небес на Каабу и возвестил:
Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ашхаду ал-ляя иляха илляллаах! Ашхаду ал-ляя иляха илляллаах! Ашхаду анна Мухаммадар-расуулюллаах! Ашхаду анна Мухаммадар-расуулюллаах! Хаййа ‘аляс-саляях! Хаййа ‘аляс-саляях! Хаййа ‘аляль-фаляях! Хаййа ‘аляль-фаляях! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ляя иляха илляллаах».
После этого посланник Аллаха ﷺ велел ему: «Пойди к Билялю и расскажи ему о том, что видел. Пусть он выучит наизусть и произнесет азан. Голос у Биляля громче, чем у тебя».
Слово «азан» имеет значения «сообщать», «дать услышать» и «объявлять». В аяте говорится:
«Аллах и Его Посланник объявят людям» (Ат-Тауба, 3).
Чтение азана для фард-намазов и праздничных намазов является сунной-муаккада. А по мнению некоторых, это – ваджиб. Азан – это деяние хороших людей. То есть, азан должны произносить знающие и праведные люди.
Следующий хадис является доводом в пользу того, что муадзин и те, кто слушал произнесенное им и следовал услышанному, будут спасены от Огня: «Вся земля, куда доходит его голос, совершает истигфар за муадзина. Всё живое и неживое подтверждает его слова».
Одна из сунн азана состоит в том, чтобы произносить его с высокого места, дабы голос было слышно издалека.
Человек, читающий азан, не должен делать это через силу. Азан надо читать не ради мирских благ, а для расчета в ахирате. И ждать воздаяние за него только от Аллаха.
Абу Ханифа рахимахуллахи говорил: «Утренний азан надо читать с наступлением времени утреннего намаза. Полуденный азан зимой читается, как только солнце пройдет зенит, летом же – немного позже. Читать азан к послеполуденному намазу можно с небольшим запозданием, но так, чтобы не было опасения, что солнце поменяет свой оттенок перед заходом. Вечерний азан следует читать тотчас с заходом солнца. К ночному намазу азан надо читать через некоторое время после исчезновения белизны на горизонте».
В книге «аль-Джами‘» Якуб рахимахуллахи говорит: «Я видел, как Абу Ханифа рахимахуллахи прочел азан вечернего намаза и, не садясь, произнес икамат». Это значит, что икамат должен произнести тот, кто прочел азан.
Надо внимательно слушать во время чтения азана муадзином.
Когда азан доходит до слов «салях» и «фалях», надо произнести: «Ляя хауля ва ляя куввата илля билляхиль-‘алиййиль- ‘азыйм».
Когда читается азан или икамат, слушатели должны повторять за муадзином. Это является сунной. Не повторяют только те, кто в это время находится в туалете или в состоянии близости с женщиной.
Слушатели должны повторять вполголоса, не растягивая. «Хаййа» – это повеление в значении «Спешите!» Слово «фалях» означает «вечность». Эта фраза азана: «Хаййа ‘аляль-фалях» – означает: «Спешите к намазу с джама‘атом, который является средством для вечного пребывания в Раю».
Слова «Ляя хауля ва ляя куввата илля биллях» означают «Обращение к ‘ибадату и избавление от грехов возможны только с помощью Аллаха».
После слов «хаййа ‘аляль-фалях» следует сказать: «МашаАллаху кяяна ва мээ лям йаша’ лям йакун». То есть: «Что Аллах пожелает, то и будет, а если не пожелает, то не будет».
Когда читается утренний азан, после произнесения слов «Ассаляту хайрун мин ан-наум» нужно сказать: «Садакта ва биль хаккы натакта». То есть: «Ты произнес истину».
Если это не в мечети, то читающий Коран человек, услышав азан, должен прервать чтение, идущий должен остановиться, проводивший урок по фикху, должен прервать урок. Говоря кратко, люди, слушающие азан или икамат, должны внутренне соглашаться с услышанным и ничем более не заниматься.
‘Аиша говорила: «Для человека, слышащего азан, все его совершаемые в это время дела являются харамом».
Она сама прекращала прясть шерсть, когда слышала азан. Очень многие кузнецы, услышав азан, замирали с поднятыми вверх молотками, прекратив в один миг всякую работу.
Между азаном и икаматом нужно обращаться к Аллаху с дуа об исполнении своих нужд, так как самое благословенное время – это время между окончанием азана и дуа азана, которую следует прочесть после этого.