С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В английском языке слово «прощение» (“forgiveness”) буквально означает «возвращение». Возвращение обидчику того, что ему принадлежит. А именно – того негативно заряженного эмоционального заряда, который он послал с целью поразить. Прощение – это отвержение обиды, которую вам хотели нанести. Если человек хотел причинить зло, наверняка, ему просто не хватило ума, смелости или решительности разрешить свою проблему здоровым способом. Намеренное причинение вреда, как мы говорили в предыдущей части, происходит от нравственной и психологической ущербности человека. Желать другому зла – одна из самых больших глупостей. Но обычно это характерно для тех людей, которые не подозревая о том нуждаются в добре, заботе и тепле, и вместе с тем сами являются ранеными, «обиженными».
Тот, кто обижен сам, может причинять их другим. Поэтому не смотрите на оболочку этого человека, загляните поглубже, в его раненую душу, увидьте в нем не взрослого и влиятельного на ваше состояние человека, а маленького ребенка, который из собственной беспомощности пускает стрелы злобы направо и налево. Разве счастливый человек пожелает несчастья другому? Счастливые и психологически здоровые люди, как многие из нас наверно замечали, щедры на радость, тепло, любовь, они стремятся помочь нуждающемуся и разделить свой внутренний свет с окружающими, они доброжелательны и снисходительны. Каким, например, был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Во время одного из походов, когда мусульмане расположились отдыхать, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прилег в тени одного дерева, а свой меч повесил на его ветви. Один из многобожников подкрался к нему и выхватил меч.
Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся, он увидел многобожника с мечом в руках, готового его убить. «Боишься меня?» - спросил он Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. «Нет», - сказал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. «А кто защитит тебя от меня?» «Аллах», - сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. тогда меч выпал из рук многожника. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял его и спросил: «А кто защитит тебя от меня?», но при этом он не стал преследовать нападавшего. А затем он предложи ему принять Ислам. Многобожник отказался, но обещал не враждовать с мусульманами и не помогать в этом. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил его, а затем, вернувшись к сподвижникам, сказал: «Воистину, я пришел к вам от лучшего из людей».
Он прощал своих врагов, не мстил им, не преследовал их. Он простил жителей Таифа, курайшитов, Хинд, растерзавшую тело Хамзы, Вахши, убившего Хамзу, Хибар, ударившего его дочь Зайнаю так сильно, что та упала с верблюда и потеряла ребенка и многих других, кто причинял ему вред или стремился к этому. Он редко обращался к силе и мечу, он отвечал добром на зло и покорял своим добрым благородным нравом. Вот это наш пример и правило поведения. Когда злоба врагов обретает конкретные формы, не причинять им ответный вред, а постараться остановить их вред путем блага, мирного слова, договора.
«Ответь на зло тем, что лучше…»
Человек причиняет зло и обиды из чувства собственной неполноценности, обиды, из нехватки любви и тепла в собственном сердце. Когда мы отвечаем на эти выпады добром, мы будто сглаживаем его боль, наше независимое от его поступков доброе отношение действует порой как бальзам на его душу. Он понимает, что перед ним человек, которого не нужно опасаться, который не причинит ему зла, не коснется грубо его ран. Тогда у него возникает доверие, сожаление о содеянном, чувство близости. А что бы вы чувствовали к человеку, которого считали врагом, но потом выяснилось, что он безопасен для вас так же как и ваш близкий друг или родственник? Чувство двойного братства.
Мусульманин – это человек мира. Даже в тяжелых ситуациях он бережет себя от того чтобы причинить зло. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что послан для усовершенствования нравов. Для нас это и завещание, и образ жизни. Но как мы можем совершенствовать свой нрав, если не научимся быть человечными и милосердными не только к близким и родным, но даже к своим врагам?..
Ася Гагиева