«О, верующие! Не называйте запретными те блага, которые дозволил вам Аллах. Но и не преступайте границы дозволенного. Поистине, Аллах не любит переходящих границы (установленные Им). И питайтесь из того, чем Аллах наделил вас – дозволенным и благим. И бойтесь Аллаха, в которого вы верите» (Аль-Маида, 87-88).
В риваяте, переданном от Судди, рассказывается: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сидел в окружении своих сахабов, давал им наставления и напоминал им о положении людей в ахирате. Когда они вышли от посланника Аллаха ﷺ, то двенадцать из них, среди которых были Али и Осман ибн Маз`ун, сочли совершаемые ими действиями недостаточными.
Некоторые из них запрети себе мясо, жир животных, а также употребление пищи днем. То есть, они приняли решение поститься каждый день. Некоторые запретили себе ночной сон. А другие, одним из которых был Осман ибн Маз`ун, запретили себе интимные отношения с женами. После того, как Осман ибн Маз`ун дал себе такое слово, он не приближался к своей жене, и не позволял ей приближаться к нему.
Однажды его жена, которую звали Хавла, пришла к Аише (р.а.). В тот момент рядом с Аишой были и другие жены посланника Аллаха ﷺ.
Аиша и другие жены посланника Аллаха ﷺ сказали: «О, Хавла! Что с тобой? Почему ты не причесана, не умащена благовониями, и находишься в таком растрепанном виде?».
Она ответила: «А что делать, Осман уже долгое время не подходит ко мне, он даже не снимает с меня одежду. Зачем мне причесываться и следить за собой?».
Женщины начали смеяться. В это время пришел посланник Аллаха ﷺ и увидев, что они смеются, спросил: «Над чем это вы смеетесь?».
Аиша (р.а.) ответила: «Мы смеемся на Хавлой. Мы спросили почему она в таком растрепанном и неухоженном виде, а она ответила, что ее муж уже долгое время не снимал с нее одежду». В данном случае выражение «снять одежду» означает интимную близость.
Посланник Аллаха ﷺ попросил позвать к нему Османа. Когда Осман пришел, посланник Аллаха ﷺ спросил: «О, Осман, что с тобой происходит?».
Осман ибн Маз`ун ответил: «О, посланник Аллаха! Чтобы найти лишнее время для поклонения Аллаху, я отказался от нее (от близости с женой)».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Клянусь Аллахом, ты немедленно вернешься домой и ляжешь со своей женой».
Осман сказал: «О, посланник Аллаха! Но я пощусь».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В таком случае прерви свой пост». Осман ибн Маз`ун выполнил повеление посланника Аллаха ﷺ.
На следующий день Хавла причесанная, умащенная благовониями и опрятно выглядящая, снова пришла к Аише.
Аиша смеясь, спросила у нее: «О, Хавла! Как твои дела?».
Хавла сказала, что прошлой ночью ее муж лег с ней. В связи с этим случаем, посланник Аллаха ﷺ, поднявшись на минбар сказал, обращаясь к сахабам: «Что происходит с некоторыми людьми, которые запрещают сами себе женщин, ночной сон и еду? Обратите внимание! Я и сплю ночью, и, проснувшись, совершаю намаз. Иногда я соблюдаю пост, а иногда нет. И я вступаю в интимную близость со своими женами. Каждый, кто отвернется от моей сунны, не имеет ко мне никакого отношения».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «О, верующие! Не называйте запретными те блага, которые дозволил вам Аллах. Но и не преступайте границы дозволенного» (Табери, Джамиуль-Байан, 7/7-8).
В другом риваяте сообщается, что Абдуллах ибн Амр, посчитав свои поклонения недостаточными, увеличил их, поставив себя в тяжелое положение. Несмотря на то, что посланник Аллаха ﷺ советовал ему сократить количество поклонений, он, наоборот еще больше увеличил их. Но в конце концов он стал сожалеть об этом, говоря: «Ах, если бы я послушался посланника Аллаха ﷺ и согласился облегчить свою ношу» (Бухари, Саум, 55; Муслим, Сыйам, 181).
Вахиди говорит, что количество сахабов, которые после беседы с посланником Аллаха ﷺ на тему положения людей в ахирате, сочли свои действия недостаточными и решили увеличить их, равнялось десяти. Так же он перечисляет их имена, говоря, что этими людьми были: Абу Бакр, Али, Абдуллах ибн Масуд, Абдуллах ибн Умар, Абу Зарр аль-Гифари, невольник Абу Хузайфы – Салим, Аль-Микдад ибн Асвад, Сальман аль-Фариси и Ма`кыль ибн Мукаррин.
В риваяте Вахиди далее сообщается: «Посланник Аллаха ﷺ , узнав об их решении, позвал их к себе и спросил: «Неужели вы думали, что мне не станет известно о решении, которое вы приняли?».
Они сказали: «О, посланник Аллаха! Да, мы приняли такое решение, но мы желали только блага».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мне не было приказано ничего подобного. У ваших душ есть права на вас. Поэтому поститесь и разговляйтесь (то есть некоторые дни проводите в посте, а некоторые дни не поститесь). Просыпайтесь ночью, совершайте поклонение и снова ложитесь спать. Я провожу часть ночи в поклонении, а часть ночи сплю. Иногда я держу пост, а иногда нет, я ем и мясо, и жир. Тот, кто отвернется от моей сунны, не имеет ко мне никакого отношения».
Затем, войдя в мечеть, посланник Аллаха ﷺ обратился к людям со следующей проповедью: «Почему некоторые из вас запрещают самим себе женщин, еду, благовония, сон и другие удовольствия мирской жизни? Я ни в коем случае не приказываю вам становиться монахами и священниками. В моей религии нет отказа от женщин и мяса, как и нет затворничества в монастырях. Странствием для моей общины является пост, а монашество в моей общине – это противостояние на пути Аллаха. Поклоняйтесь Аллаху и никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, совершайте хадж и умру, совершайте надлежащим образом намаз, выплачивайте закят, поститесь в месяц Рамадан. Ваших предшественников привело к гибели то, что они усложнили для себя свою религию. Они усложнили свою религию, и Аллах усложнил им их жизнь. Взгляните, последние их останки находятся в монастырях».