Одна из сунн и адабов Ислама - это дуа. Посланник Аллаха (мир ему) соизволил сказать: «Дуа - это ибадат» (Тирмизи, 3381).
Что лучше: дуа, или молчание, или же довольство малым?
По этому поводу были разногласия. По мнению некоторых, наибольшим достоинством обладает дуа, поскольку она сама по себе ибадат. Наш Пророк (мир ему) говорил: «Перед Аллахом нет ничего ценнее, чем дуа» (Тирмизи, Даават, 1).
Если к человеку пришла беда, то ему лучше помолчать, ибо это означает, что он, склонив голову, соглашается с волей Аллаха. Согласно некоторым ученым, человек должен сердцем согласиться, а устами обратиться к Всевышнему с мольбой. Эти два состояния должны совпадать по времени.
Имам Кушайри (да будет милостив к нему Аллах) говорит, что человек не бывает всегда в одинаковом состоянии. Когда у него в сердце рождается желание обратиться с дуа, тогда он и должен совершить дуа. Это как раз и есть нужное время. Если же в его сердце появится желание помолчать, то он должен хранить молчание. Это и есть время для молчания («Хадаику’ль-Хакаик»).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир ему) поведал: «Чтобы вы спаслись от врагов и обрели богатый удел, я советую вам днем и ночью читать дуа, поскольку дуа - это оружие мумина» (Хайсами «Маджмуа», 10/147).
В дошедшем от Сальмана (да будет доволен им Аллах) риваяте наш Пророк (мир ему) говорит: «Только дуа может предотвратить несчастный случай». В риваяте, дошедшем от Аиши (да будет доволен ею Аллах), наш Пророк (мир ему) говорит: «Дуа окажется полезной и при наступивших, и при ненаступивших бедах. Человеку будет ниспослана беда, дуа же ее задержит. Они будут бороться между собой до Судного дня» (Хаким «Мустадрак», I, 492).
Дуа окажется полезной, когда беда уже наступила, ибо поможет быть терпеливым и легче перенести беду. Дуа окажется полезной и когда беда еще не наступила, так как при появлении некоторых признаков грядущей беды человек совершит дуа и тем самым отвратит от себя беду или отсрочит ее.
Если было предписано, что человека ждет беда, то это обязательно наступит. Какую же пользу может принести дуа против этого?
На это можно ответить так: «Дуа может стать причиной, которая отведет от человека беду и привлечет милость Аллаха, что является одной из составных частей божественного предопределения. Дуа похожа на щит. Если человек защищается щитом от летящих на него стрел, то это не означает, что он не верит в предопределение. Такова же и дуа. Если Аллах предопределил какое-то дело, то предопределил и его причину».
Из книги «Исламский путь»