Происходящие в эти дни тяжёлые события вселяют в сердца людей сильное беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне. Среди священного месяца, цветущей весны и великой памяти победы над жестокостью фашизма, свою ненависть к святому продолжают проявлять оставшиеся в глубоком мраке. Но не следует обманываться человеческим обличием преступников. Ведь против человечества войну ведёт один лишь шайтан: «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь же к нему как к врагу. Он зовёт своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (Творец, 6).
Эта борьба не останавливается ни на секунду и будет продолжаться до скончания времён. Открыв новостные каналы, сегодня любой может стать свидетелем кровопролитных или нравственных преступлений во всём мире. Горе затуманивает разум, и люди, столкнувшиеся с ним лично, долго не могут поверить в истинность происходящего. Где-то между чувствами безысходности и гнева витает бунтующее «Почему?».
На самом деле этот вопрос не является риторическим. Он адресован прямо Всевышнему. Но даже верующие порой боятся произнести его вслух, дабы случайно не оказаться в числе непокорных. Потому предпочитают обходить сей острый угол стороной.
Однако Великий Аллах не оставляет вопросы своих рабов без ответов. Как говорили мудрецы: «Вопрос – это закят разума, а закят выплачивается тому, кто в нём нуждается». Человек имеет право знать об истине, и она не имеет изъянов, по причине которых верующий испытывал бы стыд за свой путь. Поэтому такие вопросы, как «Почему всесильный Господь допускает жестокость?», должны быть заданы, и ответы на них должны быть получены. Иначе они затаятся в сердце в виде сомнений, которые шайтан непременно использует для сбивания человека с прямого пути. И Аллах Джалля Джалялуху призывает к знанию: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (аз-Зумар, 9).
Всевышний уже оповестил нас о том, что мир этот создан для испытаний, а не для безмятежной жизни: «Благословен Тот, в Чьей руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил жизнь и смерть, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий» (Мульк, 1,2). Этот аят открывает истину того, что Аллах – Творец, у которого абсолютная власть. Он пожелал создать этот мир таковым и испытать в нём своих рабов. Это воля Господа не может обсуждаться. Ведь когда и ангелы, уже знавшие о свойственных человеку пороках, спросили: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Аллах им ответил: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Бакара, 30).
Если убрать человеческий фактор, то совершенно очевидна красота всего созданного. Но только человек, принимая или отвергая истину, сам задаёт краски, дарованной ему жизни. То есть ему дана некая воля, право решать. И уже из его стремлений Аллах проявляет сущность раба. Ответ же на вопрос, почему Господь позволяет происходить плохому на земле, кроется именно в этом праве. Одно из качеств Создателя – аль-Адль – Справедливый. Раз он даровал право своему рабу, будет не справедливо притеснять его в этом.
В Коране сказано: «Поистине, Аллах никогда не поступает с людьми несправедливо. Это люди обходятся несправедливо сами с собой» (Юнус, 44). Каждый человек непременно явит себя, он будет совершать то, к чему стремится, а потом его Господь воздаст ему по заслугам: «Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь даёт им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры» (Ибрахим, 42).
Потому убийца проявляет качества убийцы, вор – вора, а благородный – своё благородство. Исходя из этого, прямые или косвенные обвинения Создателя в жестокости несправедливы.
Человек любит свободу, ему нравится чувствовать себя хозяином своей судьбы. Но он забывает или не хочет осознать, что в отличие от поистине Живого Творца – аль-Хайй, его жизнь – лишь подобие её искусственной версии, зависящей от милости Аллаха. Что какие бы пути и решения он не выбирал по дарованной ему воле, они всё равно будут в границах, определённых Создателем. Также Всевышний определил и исход его жизни: либо Рай, либо Ад. Это тоже границы, внутри которых есть священное право выбирать.
А периодические сотрясения при жизни на земле напоминают об истине того, что мир этот не подходит для основательной жизни. Он весьма хрупкий и не годится в качестве твёрдой, стабильной основы: «Воистину, всё, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (Кахф , 7-8); «Всё, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа» (Шура, 36).
Жизнь на земле не проста, полна тревог и печали для человека. Однако большинство людей проявляют беспечность относительно её причин. Потому блуждают, не понимая, как справляться с обрушивающимися на их головы бедами. Тем временем, единственным правильным выходом, ведущим к счастью, обозначено терпение, смирение и действие согласно Корану и Сунне Пророка ﷺ.
Так пусть же каждый из нас в трудные минуты жизни с полным доверием обратится к самому близкому – своему Создателю, который сказал: «О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах с терпеливыми» (Бакара, 153); «Поистине, терпеливые получат свою награду полностью безо всякого счёта» (Зумар, 10).
Айна Замаева