В следующем аяте Господь миров выказывает своё волеизъявление относительно нахождения на территории Каабы многобожников:
«О, те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они отныне, после этого их года, не приближаются к Заповедной мечети. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый!» (Ат-Тауба, 28).
И верующие и неверующие физически созданы одинаково. Поэтому здесь подразумевается чистота не телесная, а только духовная. И, как сказано в хадисе, «каждый человек рождается в своём естественном, врождённом состоянии (фитра)…» (Бухари, Муслим), то есть, склонным к единобожию.
Только после, по мере взросления, его убеждения, взгляды подвергаются изменениям либо под влиянием родителей, окружения, либо по причине собственной испорченности из-за желания следовать страстям.
Аллах повелевает человеку:
«Обрати свой лик к религии, как ханиф (наместник Аллаха). Таково врожденное качество, с которым Господь сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого!» (Ар-Рум, 30).
Многобожие, неверие является самым отвратительным из всех духовных недугов, грехов. Поскольку придание сотоварища единому Творцу или Его отрицание – великая несправедливость! Он один дарует жизнь, блага, возможности, но рабы непризнательны, неблагодарны или приписывают эти заслуги совершенно другим творениям – идолам, себе и прочему.
Поэтому перед ликом Создателя многобожники, неверующие являются духовно нечистыми. Это можно сравнить с чувством к красивому и доброму человеку, о котором вдруг узнаёшь, что он не признаёт своих родителей или плохо относится к ним.
Важно: Зачем мусульмане произносят благословение (салават) Пророку (ﷺ)?
В душе к такому рождается неприязнь, и любые иные его заслуги просто теряют всякий смысл. Ибо нарушена человеческая основа, в нём отсутствует совесть, справедливость.
Однако статус «нечистого», по милости Всевышнего, исправим. Уверовав и начав соблюдать границы Аллаха, человек обретает божественную благодать, прощение и проистекающее из этого Его бескрайнее великодушие!
До сего момента же на верующих лежит ответственность за соблюдение запрета Всевышнего на впускание неверующих на священную территорию Мекки – символа единобожия.
Имам Малик говорил: «Не дозволяется неверующим приближаться ни к Масджидуль-Харам (территория Каабы), ни заходить в другие мечети!»
А имам аш-Шафии говорил, что неверующим запрещено быть на территории запретной мечети и поэтому, в случае, когда к правителю Мекки прибывает посол из числа неверных, ему следует организовать встречу с ним вне этой зоны.
По мнению имама А’зама Абу Ханифы, запрет многобожникам адресован именно относительно совершения обрядов хаджа и умры. Ведь мушрики (многобожники) наряду с Аллахом поклонялись и своим идолам, а значит, также совершали хадж и умру. Господь же не приемлет подобного в свой адрес и отвергает их деяние, запрещая им вовсе приближаться к этим обрядам.
Это основывается на том, что повеление 28-го аята суры «ат-Тауба» было провозглашено на девятом году хиджры. Тогда паломничеством руководил Абу Бакр (р.а.) и Посланник Аллаха ﷺ велел Али бин Абу Талибу (р.а.) в день праздника жертвоприношения (Курбан) возвестить всем людям о решении Всевышнего относительно многобожников:
«Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они отныне, после этого их года, не приближаются к Заповедной мечети!»
Если ранее многобожники совершали хадж и умру наряду с мусульманами, то с того года Аллах Табаракя ва Тааля запретил им приближаться к заповедной территории (Мекка, Муздалифа, Арафат и прочее) в дни совершения паломничества. Это дозволено исключительно мусульманам.
Читайте также: 3 вопроса Аллаха, которые не подобает задавать людям между собой
В аяте также упоминается о некоем страхе бедности по причине этого запрета: «Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости…».
Да, столь жёсткая позиция верующих против мушриков предполагала ухудшение и торговых отношений, которые хорошо шли в дни паломничества и не только. Всё-таки территория Каабы была центром, где люди решали всевозможные вопросы, вели дискуссии, торговлю и культурную жизнь.
Но Аллах заверил верующих своей поддержкой и, действительно, с того года баракат и благо только увеличивались! Много людей с других регионов стали принимать ислам, в связи с чем посещаемость Мекки и торговля в ней быстро росла.
А с активным распространением исламской религии (в период футухат), наплыв верующих со всех концов земли увеличился ещё больше, рост которого, хвала Аллаху, мы наблюдаем и сегодня.
Повиновение и доверие Всевышнему никогда не приведёт к краху, даже если в какой-то момент кажется, что он неизбежен. Поистине, это – руководство Господа миров! Кто придерживается его и верно хранит, тот непременно обретёт и силу, и власть, и уважение в миру.
Фото: shutterstock.com