«А тех, кто считает ложью Наши знамения, Мы постепенно завлечем так, что они даже не осознают этого. Я дам им отсрочку [увеличив жизнь и дав обильный удел], ведь Мое испытание [для них] прочно [никто не в силах его отменить или изменить]» (Аль-А‘раф, 182-183).
Под теми, «кто считает ложью аяты-знамения», подразумеваются мекканские неверующие во главе с Абу Джахлем и его соратниками, а также все отрицатели, которые были и будут в мире до Дня воскрешения. «Считать ложью аяты» может означать не только то, что они в них не верят, но также не придают значения содержащимся в них ценностям и тем самым стараются снизить их воздействие на людей, предлагая им и дальше жить, и действовать по-своему усмотрению, исходя только из собственных желаний и интересов.
А когда говорится «Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима», то это означает: «Несмотря на то, что они продолжают оставаться в неверии, Я их оставлю жить в этом мире. Я продлю им жизнь, чтобы они еще больше увязли в грехах. Ведь им все равно не уйти от Моего наказания. Я не стану их немедленно наказывать, может быть, они раскаются, очистятся от своих грехов и повернутся лицом к истине».
В соответствии с этим, отрицающим аяты Аллаха предоставляется отсрочка, чтобы у них была возможность раскаяться в своем неверии и в своих грехах. Но если они не воспользуются предоставленным шансом, не возьмутся за ум, а будут продолжать грешить и развратничать, тогда это станет причиной их гибели. Здесь также сообщается о безупречном, справедливом и мудром плане Аллаха, который уничтожит все планы и хитросплетения отрицателей, старающихся посредством немыслимых интриг и козней завести в западню ислам и мусульман, и лишить их силы.
Здесь Всевышний Аллах в повестку дня ставит вопрос о причинах и формах прихода в упадок разных цивилизаций. Поясняется, что причиной крушения обществ является объявление ложью знамений Аллаха и отрицание их существования, а сама гибель происходит в следующем порядке: с неизвестных им сторон, постепенно и незаметно их потащат к гибели.
В данном аяте особенно подчеркивается, что неверие и безнравственность являются одной из главных духовных причин социальной деградации и общественного упадка. Однако некоторые люди, утонувшие в удовольствиях и наслаждениях, не в силах понять эту простую истину.
Человек иногда спрашивает себя: почему неверующие, безнравственные насильники живут себе припеваючи в богатстве и роскоши, а люди верующие, совестливые, правдивые и добродетельные испытывают лишения и тяготы жизни? На этот вопрос можно дать такой ответ: человек обязательно получит то, что он заслужил.
Может быть, Всевышний Аллах Своим любимым рабам за их ошибки и недостатки дает наказание уже в этом мире, чтобы они явились к Нему безгрешными, а неверующим наказание откладывает до Судного дня. Но это не означает, что грешники получат наказание только в ахирате. Ведь в другом аяте на эту же тему сказано следующее:
«И когда Мы хотели уничтожить какое-то селение, то приказывали его изнеженным роскошью жителям [то есть элите этого общества] покориться Аллаху [и подчиниться Его приказам]. Если они продолжали грешить, то относительно них выносилось решение [о наказании], и Мы уничтожали его [селение] полностью [вместе со всеми его жителями]» (Аль-Исра, 16).
Подобно тому, как Всевышний дает отсрочку тем, кто из-за своего неверия, отрицания Его знамений, неподчинения Его законам, установленным для всех сотворенных, давно уже заслужили наказание, и мы не должны торопиться наказывать тех, кто находясь в нашем подчинении, совершили какую-то ошибку, а дать им возможность исправиться.
Тем, кто выбрал неправильную дорогу, мы должны дать шанс понять свою ошибку и вернуться на правильный путь.