Три вида нафса человека
Три вида нафса человека
В Священном Коране слово «нафс» имеет два значения. В первом случае слово «нафс» используется для обозначения самого себя. Можно перевести «нафс» как «свое я» или «душа». Примером этого являются слова Всевышнего Аллаха в Коране:
«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (7:205).
Второе значение слова «нафс» в Коране встречается чаще и означает особенную часть самих себя, которой свойственны низменные желания и инстинкты, эго. Он обладает злостью, страстью, желанием. Можно назвать его также плотской душой. Нафс не является частью руха, скорее, это часть физического, как наше тело. Аллах также вложил в человека внутреннюю составляющую, духовную часть или рух.
В Коране в отношении нафса упоминается три определения, т.е. существует три вида нафса:
- Нафс аль-аммара
إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ
Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло (12:53)
Нечестивый, «упорствующий» нафс (душа), ведущий ко злу. Нафс, который указывает и говорит нам, что делать. Когда у нафса возникает какое-либо желание, оно овладевает нами и приказывает. Нафс аль-аммара покоряет человека, который полностью подчиняется его прихотям и следует всем его указаниям. Часто в жизни нам приходится слышать «человек должен делать то, что делает его счастливым», следовать абсолютно любым своим желаниям, исходящим от нафса. Человека могут делать счастливыми вещи, которые не являются благими и исходят исключительно из его страсти и желания. Такие люди становятся рабами своего нафс аль-аммара.
- Нафс аль-лаввама
وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ
Клянусь душой попрекающей! (75:2)
Лаввам означает обвинять и упрекать себя. Это нафс, который приводит человека к совершению греха, но потом обвиняет себя и чувствует виноватым. Это чувство вины растет, и человек оставляет эти грехи. Такой нафс заставляет человека чувствовать вину, стыд, раскаяние и сожаление после совершения греха, он хочет взять его обратно и желает никогда его не совершать. Они также могут совершить намерение больше никогда не совершать подобного. Так происходит борьба со своим нафсом, исход которой может быть разным.
- Нафс аль-мутма’ инна
يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّةً
О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! (89:27-28)
Слово мутма’ ин имеет два смысла:
- Довольствующийся хукмом Аллаха Всевышнего. Довольство волей Всевышнего делает таких людей счастливыми. Такие люди делают то, что делает их счастливыми, потому что этот человек воспитывает себя таким образом, что единственная вещь, в которой он обретает утешение – это довольство тем, что довольствуется и доволен Всевышний. Так, душевное спокойствие состоит в довольстве Всевышнего;
- Нафс, который обрел спокойствие. Нафс человека обретает свободу, так как он не только воздерживается от греха, он больше не желает его совершения. Теперь нафс имеет желания, но только благие. Такая душа желает только то, что Всевышний предписал благими и прекращает желать того, что Аллах сделал запретным.
Сайда Хайат
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
14 свойств Всевышнего, которые обязан знать мусульманин
Слово «сыфат» в арабском языке означает «качество». У Всевышнего Аллаха очень много качеств – неограниченное количество. Есть необходимый минимум, который следует знать – 14 сыфатов.
Итак, мусульманин обязан знать следующие качества, которыми описан Аллах:
1.Существование (Аль-Вуджуд). Аллах есть, и здравый рассудок не может представить, что Его нет.
2.Безначальность (Аль-Кыдам). У Аллаха нет начала, Он не был рожден, Он не создан. Все, что имеет начало, должно иметь Создателя. Аллах не сотворен и безначален.
-
Следуем Сунне: 7 важных правил чтения Корана
Считается недопустимым чтение Корана лежа, либо закинув ногу на ногу. Чистота и опрятность в одежде – также признак уважительного отношения к Священному Писанию.
-
Что значит любовь к себе с точки зрения Ислама?
У многих любовь к себе ассоциируется с эгоизмом – сосредоточением интересов, мыслей, влечений, внимания только на себе. Осуждение к подобному отношению к себе толкает человека в другую крайность – самоуничижение. Когда он сознательно уменьшает свои заслуги, значимость, достоинства. Многие находят этому и религиозное оправдание, упиваясь преуменьшением и обесцениванием самого себя, прилюдно применяя оскорбления и обвинения в своей адрес.
-
Можно ли держать Коран в спальной комнате?
Священный Коран может находиться в любой комнате в доме, главное, чтобы он не находился на том уровне, который мог бы указывать на неуважение к нему.
-
На этом месте стоял сам Ибрахим (а.с.) во время постройки Каабы
Макам Ибрахима (место Ибрахима) — место в пределах комплекса Мечеть аль-Харам, на котором стоял пророк Ибрахим во время строительства Каабы. В настоящее время на этом месте находится небольшая постройка с куполом.
-
ИНФОГРАФИКА: Как провести совершенный ифтар?
До Рамадана остаются считанные дни. Считанные дни до первого таравих-намаза и до первого долгожданного ифтара. Как провести его лучшим образом? Конечно же в компании друзей и близких. А как сделать его идеальным расскажет инфографика от Islam-Today.ru!
-
Можно ли мусульманину проклинать своего обидчика?
Что такое баддуа? Правда ли что такое дуа не приносит благо для человека и читал ли эту молитву когда-нибудь наш Пророк (мир ему)?
-
3 лучших способа сказать «спасибо» Всевышнему
Благодарность Аллаху – очень важная составляющая веры человека, над которой он должен работать постоянно. Как в суете мирских дел и забот не оставаться беспечным к милостям Всевышнего, как выразить должную благодарность Всевышнему?