С арабского языка слово харам переводится как запрещенный или грех, а в качестве шариатского термина это слово значит действие, которое запрещено законодателем (Аллах и Его посланник) посредством четкого и конкретного выражения. Процесс запрещения называется тахрим, а запрещенная вещь или действие называются харам, мухаррам и махзур.
Харам и макрух – две категории действий, совершения которых не желает Всевышний. Действие, запрещенное посредством четкого и конкретного выражения, значения которого явно указывает на полный запрет, будет квалифицироваться как харам. Действие же, запрещенное посредством выражений менее конкретных, значение которых не указывают на категорический запрет, называется макрух.
Ряд имамов ханафитского мазхаба считает, что для того, чтобы действие называлось запрещенным, необходимо наличие запрета в коранических аятах или мутаватир и машхур (сообщение, передаваемое тремя передатчиками в каждом из разрядов иснада) хадисах. Те действия, на запрет которых есть указание в хадисах ахад, в ханафитском мазхабе называются макрух тахриман (нежелательные действия, близкие к запрету). Другие имамы мазхаба утверждают, что для категоричного запрета хватает и того указания, что содержится в хадисах ахад.
1. Харам ли 'айнихи (запрещенные сами по себе).
Это действия, которые запрещены по причине того зла и вреда, что в них имеются. К этому можно отнести воровство, убийство, прелюбодеяние и так далее. Человек, который совершает подобные действия, считается нечестивцем, заслуживающим наказание в будущем мире. Это пагубное последствие в следующей жизни. Что касается этой жизни, то у совершения подобных действий есть также определенные негативные последствия.
К ним можно отнести тот факт, что определенные права, которые человек приобретает дозволенным путем, будут недействительными, если их приобрести, нарушая запреты. Например, украденная вещь не принадлежит человеку, ее укравшему. Родители детей, которые родились у них от прелюбодеяния, не могут оставить им свое наследство.
Некоторые запретные действия могут стать дозволенными при возникновении крайней необходимости. Например, человек, который боится умереть от голода, может есть запретную пищу, если у него не имеется пищи дозволенной.
2. Харам ли гайрихи (запрещенные из-за различных сторонних факторов, зачастую временных).
Некоторые разрешенные в основе действия по причине различных факторов могут стать запретными. К примеру, пост является дозволенным (даже поощряемым) действием, однако в дни праздника поститься не рекомендуется. В праздник люди должны радоваться и благодарить Аллаха за Его блага, не утруждая себя голодом и жаждой.
К этому также можно отнести перебивание торговли. Пророк (с.а.с.) сказал:
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти и не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат».
Торговля сама по себе является дозволенной, но перебивание торговли другого человека порицаемо в исламе. То есть, нельзя подходить к человеку, который что-то хочет приобрести у определенного продавца, и говорить ему: «Я могу тот же товар продать тебе за более дешевую цену».
Всевышний Аллах и Его посланник Мухаммад (с.а.с.) запретили определенные действия, используя различные выражения:
1. Иногда в коранических аятах и хадисах посланника Аллаха то или иное действие называется «харам» (запретно):
«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость…» (ан-Ниса, 23).
Также Аллах сказал:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам» (аль-Маида, 3).
2. Иногда говорится, что это «не является дозволенным».
Пророк (с.а.с.) в одном хадисе сказал: «Имущество одного мусульманина не является дозволенным другому, если тот не подарил (или не продал) его ему» (Муснад).
3. В других текстах может использоваться отрицательное повелительное (запретительное) наклонения глагола.
Аллах сказал:
«Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (аль-Хадж, 30).
Islam-Today