«О люди! Помните о милости Аллаха к вам! Существует ли другой творец, кроме Аллаха, который наделял бы вас пропитанием с небес и из земли? Нет бога, кроме Него! Почему же вы [упорно] отрицаете [истину]?!» (Фатыр, 35:3).
В этом аяте содержится требование к людям помнить милости Аллаха, поскольку на земле и небесах нет другого Создателя, кроме Него, и нет никого другого, кто давал бы нам пропитание. А также подчеркивается, что нет другого бога, кроме Аллаха.
Здесь необходимо отметить, что слово «Аллах» − это личное имя единственного высшего существа, которому нужно поклоняться. А слово «илах» (божество) является общим наименованием тех существ, которым поклонялись люди в надежде, что они приблизят их к Аллаху, хотя эти божества не заслуживают поклонения.
В арабском языке слово «Аллах» не имеет формы множественного числа, а у слова «илах» форма множественного числа имеется. Поэтому, словом «илах» называли множество разных божеств.
Во многих аятах Корана людей предупреждают, чтобы они никого не принимали за божество, кроме Аллаха:
«[Ибн Аббас передал, что курайшиты сказали: «Опиши нам своего Господа, о Мухаммад». Всевышний Аллах велел Пророку ответить так:] Ваш Бог – Бог Единственный. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милующего». (Аль-Бакара, 2:163).
В истории человечества были периоды, когда люди отходили от единобожия, от веры и поклонения в единственного Аллаха. Они выбирали путь признания других божеств в надежде, что эти ложные божества станут посредниками и помогут им приблизиться к Аллаху. Люди просили прощения Аллаха посредством этих существ. Они считали божествами солнце, луну, звезды, горные вершины. Иногда божествами становились их предки, а иногда создавались идолы из металла, камня, глины.
Люди называли эти идолы божествами и поклонялись им. И на Аравийском полуострове до прихода ислама поклонялись разным идолам, количество которых доходило до четырехсот, и каждого из них называли божеством. Люди, жившие в ту эпоху, могли поклоняться этим идолам и тут же использовать их на свои повседневные нужды как самый обычный материал. Они полностью отошли от единобожия и погрязли в грехе многобожия и неверия.
Ислам восстановил единобожие, чтобы спасти людей от неверия и ширка (многобожия). Поклонение должно совершаться без всяких посредников только Всевышнему Аллаху. Покаяние за грехи может быть адресовано только Ему. За прощением и помощью надо обращаться только к Нему.
Единственность Аллаха олицетворяется в Его сущности, атрибутах, именах, действиях, господстве. Ни в чем нет Ему подобных или равных. В суре «Ихлас», которую мы все знаем наизусть и читаем во время наших намазов, говорится о том, что Аллах − Единственный и Самодостаточный, ни в ком не нуждается. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему.
Если мы поразмыслим о своем существовании и о мироздании, несомненно, придем к выводу о невозможности других божеств помимо Аллаха. На эту логическую цепочку указано в следующих аятах:
«Если бы там [на небесах и земле] были боги, помимо Аллаха, то они [небеса и земля] пришли бы в беспорядок [установленный в них порядок бы нарушился, как если бы в одной местности было бы одновременно несколько правителей]. Аллах, Господь Арша, пречист от всего, что они приписывают Ему!» (Аль-Анбия, 21:22).
«У Аллаха нет сына, и нет вместе с Ним иного бога. [А если предположить, что существовал бы второй бог] Тогда каждый бог забрал бы с собой, что сотворил. И кто-то один из них превзошел бы другого. Аллах выше всего, что они приписывают [Ему]!» (Аль-Муминун, 23:91).
Наблюдая этот мир и существующий в нем удивительный порядок, человек еще больше убеждается в невозможности других божеств, кроме Аллаха. Ведь даже если при выполнении какого-нибудь простого дела вмешивается кто-то посторонний, то обязательно появляются противоречия, и порядок нарушается. Один хочет сделать так, а другой совсем по-другому. Если бы создателей было больше одного, кто знает, каким стал бы миропорядок? Невозможность этого мы можем понять и своим умом, к тому же аяты ясно говорят нам об этом.
Но достаточно ли только на словах заявлять о единственности Аллаха и об отсутствии других божеств? Нет, недостаточно. Наше убеждение должно проявляться и в наших делах. Наш Господь так выразил эту истину:
«Он ниспосылает ангелов с духом [откровением] по Своему повелению к тому из Своих рабов [выбранному в качестве пророка], кому пожелает: «[О пророки!] Предупреждайте [свои народы о наказании за неверие и говорите им], что нет бога [достойного поклонения], кроме Меня. Бойтесь же только Меня!» (Ан-Нахль, 16:2).
Это значит, что, отправляя Своих ангелов к пророкам с откровением, Аллах хочет донести до нас два важных принципа. Первый: «Нет бога, кроме Аллаха». Второй: «Опасайтесь идти против Аллаха». Нам остается всем сердцем уверовать в Аллаха, помимо Которого нет других божеств, и, совершая благие дела, стремиться к достижению счастья в обоих мирах.