Аллах Всевышний говорит в Куръане о невыполнении своих обещаний и соблюдение данного слова:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ كَبُرَ مَقْتًا عِندَ اللَّهِ أَن تَقُولُوا مَا لَا تَفْعَلُونَ
«О верующие! Почему вы говорите то, чего сами не делаете? Аллах ненавидит, когда вы говорите то, чего сами не делаете (и ваши слова расходятся с делами)» (ас-Сафф 61/2-3).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلَاثٌ وَ اِنْ صَامَ وَ صَلَّي وَ زَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ اِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَ اِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ وَ اِذَا أُتِمِنَ خَانَ
«Лицемер обладает тремя признаками, даже если он соблюдает пост, совершает намаз и считает себя мусульманином: когда он говорит, то лжет, когда он дает обещание, то нарушает его, а когда ему дают что-то на хранение, то он совершает вероломство» (Муслим, Иман, 25).
3 главных признака лицемерия
В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Амра ибн Аса (радыйаллаху анху) говорится:
أَرْبَعٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ كَانَ مُنَافِقًا خَالِصًا وَ مَنْ كَانَتْ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنْهَا كَانَ فِيهِ خَصْلَةٌ مِنَ النِّفَاقِ حَتَّي يَدَعَهَا اِذَا أَوْتُمِنَ خَانَ وَ اِذَا حَدَّثَ كَذَبَ وَ اِذَا عَاهَدَ غَدَرَ وَ اِذَا خَاصَمَ فَجَرَ
«Тот, кто обладает четырьмя чертами характера, тот является чистой воды мунафиком. Тот, у кого будет хотя бы одна из этих черт, тот будет частично лицемером до тех пор, пока не избавится от нее: Если ему доверяют аманат, то он проявляет вероломство; если говорит что-то, то говорит ложь; если дает обещание, то нарушает его, а когда ведет спор, то отдаляется от истины» (Бухари, Иман, 25; Муслим, Иман, 25).
Если человек дает обещание имея намерение не выполнять его, то это является обманом и харамом. Если же человек дает обещание имея твердое намерение выполнить его, то в этом случае это разрешено.
Однако по мнению большинства алимов выполнение обещания не является ваджибом, а является мустахабом. Соответственно невыполнение обещания будет считаться нанзихан-макрухом.
Обещания и клятвы: как уберечь себя от пустословия?
Доказательством этого является следующий хадис:
اِذَا وَعدَ الرَّجُلُ وَ نَوَي أَنْ يَفِيَ بِهِ فَلَمْ يفِ بِهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِ
«Если кто-то даст обещание с намерением выполнить его, а затем не выполнит обещанного, то на нем не будет греха» (Тирмизи, Иман, 14).
По мнению имама Ахмада ибн Ханбала (рахимахуллах) и некоторых алимов из числа его последователей, выполнение данного обещания является ваджибом, а нарушение своего обещания является харамом независимо от причин.
Поскольку нарушение данного слова является одним из признаков лицемерия, тому, кто следует по пути истины необходимо избегать того, что является предметом разногласий, и держаться за то, по поводу чего имеется единодушное согласие алимов.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадийа»