Представьте себе, что вам предстоит впервые появиться в обществе, где вы хотите показать себя с лучшей стороны и произвести самое хорошее впечатление – допустим, зарекомендовать себя на новом месте работы или в престижном учебном заведении. О чем вы позаботитесь прежде всего?
Разумеется, о том, чтобы хорошо выглядеть – подберете красивую и подходящую для этого случая одежду, причешетесь, умоетесь, позаботитесь, чтобы у вас были чистые зубы и ничем не пахло изо рта, и тому подобное. Почему – потому что вы прекрасно понимаете, каким бы вы ни были хорошим работником, умным и интересным человеком, оценивать вас будут, прежде всего, по внешнему виду. Недаром говорят, что «встречают по одежке», а вот провожать могут уже по уму.
Других людей мы также склонны оценивать, прежде всего, по внешнему виду. Когда в гостях или в рабочем коллективе мы начинаем знакомиться с присутствующими, нам обычно нравятся те люди, которые кажутся нам приятными внешне. Если человек опрятно и красиво одет, аккуратно причесан, он всем приветливо улыбается и складно говорит, то мы обычно испытываем к нему симпатию. И наоборот, человек в плохо сидящей и не особо чистой одежде, мрачного и неприветливого вида, который не умеет себя держать, неловок и груб, произведет на нас невыгодное впечатление.
В какой-то мере такое внимательное отношение к своему и чужому внешнему виду справедливо. Религия призывает нас к тому, чтобы мы внимательно относились к своему внешнему виду и манерам. Если человек не следит за собой – редко умывается, не причесывается, не чистит зубы, не меняет одежду, то это будет признаком его неуважения к себе и окружающим, а значит, и признаком несовершенства его веры.
Манеры человека – то есть, умение себя вести в обществе, тем более, могут многое сказать о внутренней сущности человека. Истинно верующий человек вежлив – он всегда приветливо улыбается другим, не забывает здороваться и прощаться, благодарить за услугу и извиняться за ошибки, он не повышает голос, он тактичен и ненавязчив – не задает много вопросов, не проявляет излишнего любопытства, знает, где нужно говорить, а где лучше промолчать.
Но людям свойственно преувеличивать значение приятной внешности и обаятельных манер, тем более, если их обладатель еще занимает высокое положение в обществе, владеет большим имуществом. С человеком в дорогой одежде, о котором известно, что он человек богатый и влиятельный, всем хочется общаться и дружить, ему прощают его промахи и недостатки, могут даже терпеть от него обиды – поскольку он человек нужный, его знакомство может быть полезно, а ссориться с ним опасно. Мы сами время от времени попадаем в такое заблуждение – начинаем заботиться о том, чтобы произвести на людей впечатление своим внешним видом, наличием у нас денег и имущества, нашим положением в обществе.
Но с точки зрения религии – что на самом деле самое важное в человеке?
В Коране говорится, что Всевышний дал людям одежду и иные средства для украшения себя с внешней стороны:
«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывает вашу наготу и украшения. Однако одеяние из богобоязненности – лучше» (аль-А’раф, 7:26).
Но эта внешняя красота не сравнима с внутренней красотой, с красотой богобоязненности, порядочности, благого нрава. Взор Господа устремлен не на внешние достоинства человека – хотя, как мы сказали выше, верующему человеку нужно следить за собой – но на сердце человека:
«Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваше богатство, а смотрит на ваши сердца и на ваши поступки» (Муслим, Ибн Маджа).
Имам Абу Хамид аль-Газали сказал по поводу данного хадиса:
«Этот хадис разъясняет нам, что сердце – место куда обращен взор Господа. И как же удивителен тот, кто заботится о своём лице, куда обращаются взоры творений - моет своё лицо, чистит его и украшает всеми возможными способами, дабы люди не заметили на нём какого-либо порока. Но не заботится о своём сердце — место куда обращён взор Творца, не очищает его (от пороков) и не украшает его (превосходными чертами) чтобы Господь не видел в нем грязи и прочих недостатков».
Люди чрезмерно заботятся о том, чтобы выглядеть как можно лучше, произвести впечатление на других дорогой одеждой, похвастаться своим положением или богатством, не заботясь о внутренней красоте. Даже народная мудрость предостерегает нас от излишнего увлечения внешней красотой других людей – под ней может скрываться совсем не привлекательная, дурная сущность. Недаром столько поговорок сложено о противоречии внешнего и внутреннего в человеке.
* Не всё то золото, что блестит.
* Снаружи мило, а внутри гнило.
* Не по виду суди, а по делам гляди.
* Не суди об арбузе по корке, а о человеке — по платью.
* Снаружи — красота, внутри — пустота.
* Хорош на вид, а раскусишь — рот кривит.
Что вы предпочтете – красивое с виду, но гнилое внутри яблоко (или иной фрукт), или фрукт, который может быть невзрачный с виду, но сладкий и спелый внутри? Человека, который красиво одет, благоухает дорогими благовониями, приезжает на роскошной машине, но при этом зол, жесток, эгоистичен, для него не проблема предать, солгать, пройти мимо чужой беды? Тем более неприятно видеть такое расхождение между внешним видом и внутренней сущностью в религиозных людях.
Человек может с виду казаться благочестивым, красиво читать Коран, вовремя и правильно совершать намаз, обладать религиозными знаниями и произносить проповеди, но вести себя совершенно иначе, когда ему кажется, что его никто не видит.
Так как же нам быть, спросите вы? Заставить других людей быть хорошими и благочестивыми мы не можем, но можем постараться следить за собой – заботясь об украшении себя хорошими манерами и приятным видом, не забывать при этом об очищении сердца от таких пороков как гнев, ложь, зависть, скупость, тщеславие, гордость и им подобных.
Верующий человек должен быть гармонично развит – быть прекрасным как снаружи, так и изнутри. Когда сердце человека станет чистым, и он будет исполнен богобоязненностью, это неизбежно проявится и в его внешнем виде. Даже если его внешность не особенно привлекательна, он будет красив душевной красотой
Великий праведник шейх Хасан аль-Басри сказал одному человеку:
«Займись лечением своего сердца, ибо Аллаху нужно от рабов лишь то, чтобы сердца их были праведными».
Другой учитель нравственности, шейх Ибн Атаилля Аль-Искандари сказал:
«О сын Адама, когда твои глаза заболевают на несколько дней, то ты спешишь лечить их только потому, что ты вкусил этими глазами прелести этого мира и лечишь их, чтобы не лишиться лицезрения прелести этого мира, а когда твоё сердце слепо в течение сорока лет, ты не лечишь его, а если бы вкусил сердцем сладость поклонения и познания (Бога), то предпочёл бы здоровье сердца здоровью глаз».
Великий русский писатель А.П. Чехов писал о качествах совершенной личности:
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Когда мы общаемся с другими людьми, нам также следует помнить о превосходстве нравственности и благочестия над внешним видом – и не пренебрегать бедно и скромно одетым человеком. Кто знает – возможно, он одарен таким душевным богатством, которое не сравнится ни с какими материальными благами?
Кобулова Анна