«Если вы развелись с женами, и они выждали свой срок, то не мешайте (о, опекуны) им выходить замуж за своих (бывших) мужей, если они договорились друг с другом, согласно установленному (Шариатом и хорошими обычаями). Это наставление примет тот из вас, кто верит в Аллаха и в Судный день. Это лучше для вас и чище. Аллах знает (в чем благо для вас), а вы не знаете» (Бакара, 232).
В риваяте, переданном Абу Давудом ат-Тайалиси, по собственной цепочке от Ма`кыля ибн Ясара сообщается, что Ма`кыль говорил: «У меня была сестра. Очень многие мужчины приходили ко мне просить её руки, но я никому не отдавал её. Однажды ко мне пришел сын моего дяди и захотел жениться на моей сестре. Я дал своё согласие, и они поженились. Какое-то время они жили вместе, а затем сын моего дяди развёлся с ней, и не возвращал её до самого окончания срока идда. После того как моя сестра стала полностью разведённой, к ней снова стали поступать предложения о замужестве.
Видя это, сын моего дяди снова пришел и снова попросил её руки. Я, разозлившись, сказал ему: «Ничтожный тип! К моей сестре сваталось столько людей, и я отказал им, когда же пришел ты и попросил у меня ее руки, я предпочел тебя всем остальным и выдал свою сестру замуж за тебя. Но ты развелся с ней, и более того до окончания срока идда ты даже не попытался вернуть её. Когда же другие люди снова стали свататься к ней ты (видимо из ревности) захотел жениться на ней снова. Клянусь Аллахом, Который является единственным Богом, я не выдам свою сестру замуж за тебя. Если ты только подойдёшь к ней, моё лицо станет харамом для твоего лица».
Затем Ма`кыль продолжил: «И тогда по поводу меня был ниспослан аят: «Если вы развелись с женами, и они выждали свой срок, то не мешайте (о, опекуны) им выходить замуж за своих (бывших) мужей». Конечно же, Аллах знал, что моя сестра нуждается в бывшем муже, а он нуждается в ней, и поэтому ниспослал этот аят. Когда посланник Аллаха ﷺ позвал меня к себе и прочел этот аят, я сказал: «Слушаюсь и повинуюсь».
После этого я выдал сестру замуж за ее бывшего мужа и принес искупление за нарушение данной мной клятвы» [Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/14-15; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 3/104-105].
Ибн Джарир в качестве дополнения к вышеприведенному хадису говорит, что Ма`кыль ибн Ясар принадлежал к племени Музейна, и что, боясь того, что его сестра вернется к прежнему мужу, он постоянно следил за ней. Также он упоминает о том, что сестру Ма`кыля звали Джумейл бинт Ясар или Фатима бинт Ясар (Табери, Джамиуль-Байан, 2/297-298).
Также Табери приводит мнение, в соответствии с которыми настоящее имя Ма`кыля ин Ясара было Ма`кыль ибн Синан, а человека, который женился на его сестре и был сыном его дяди, звали Абуль-Баддах ибн Асым ибн Адий. Однако правильнее всего, что этого сподвижника звали Ма`кыл. ибн Ясар [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 3/104-105; Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 5/232-233].
Фахруддин ар-Разы упоминает о том, что мужа сестры Ма`кылая звали Джамиль ибн Абдуллах ибн Асым [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 6/111].
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Джабира ибн Абдуллаха. А именно:
«У Джабира ибн Абдуллаха была двоюродная сестра. Её муж развёлся с ней однократным разводом. После того как срок идда закончился, бывший муж пришёл и выразил желание снова жениться на ней. Однако Джабир отказал ему, сказав: «Ты развелся с моей двоюродной сестрой, а теперь снова хочешь жениться на ней, нет, этого не будет». И тогда был ниспослан этот аят.
Суюти говорит о том, что риваят, в котором сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении Ма`кыля ибн Ясара является более достоверным и сильным риваятом» [Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/63].