Вопрос:
Не расскажете ли о предмете науки каляма?
Ответ:
Калям – это наука, рассматривающая главные темы нашей религии. Слово калям в арабском языке является формой множественного числа имени существительного, образованного от корня “кальм” (задевать, оказывать воздействие) и имеет следующее значение: “Слово, полностью объясняющее какую-либо мысль”.
Основываясь на принципах Ислама, наука калям ведет речь о сущности и атрибутах Аллаха, о вопросах, связанных с пророческой миссией, а также рассматривает вопросы о состоянии Вселенной, о ее начале и конце. Таково определение каляма как науки со стороны ее тематики.
Предназначение науки каляма – давать возможность подтверждать религиозные убеждения путем приведения неоспоримых доводов и дискредитации противоположных мнений.
Имам Газали (ум. в 505 г. по хиджре) видел в каляме науку, оберегающую вероубеждения ахли-сунны и защищающую их от нападок ахли-бидгата. Он говорил, что именно ученые ахли-сунны сумели согласовать основы религии с принципами разума. Он также утверждал, что такой методологии лишены два таких крайних направления, как хашавиты и мутазилиты.
Согласно Ибн Хальдуну, калям – это наука, содержащая знания, с помощью которых можно доказывать превосходство основ веры в споре нововведенцами, отвернувшимися от пути ахли-сунны в вопросах акиды. Наряду с названием калям эту науку еще называют таухид, усуль-ад-дин, аль-фикхуль-акбар, акида, наука теории и доводов. И все же наибольшее распространение получило название калям. По поводу принятия этого названия выдвигались разные мнения:
Первоначальная тематика науки каляма со временем претерпела изменения. На первом этапе этих изменений, проходивших параллельно с расцветом исламской мысли и развитием мусульманской общественной жизни, тематику каляма составляли вопросы о единственности Аллаха, об иерархии Его атрибутов, о строении Вселенной, проблемы ереси (такфир) и предопределения (кадар). Во вторую очередь рассматривались вопросы о пророках, о вере в ахират и проблема имамата. Основы веры, подробно изложенные в Коране и хадисах Пророка, во все периоды были неизменными темами каляма. Изменения происходили лишь в методах разъяснения этих тем и в их аргументации, что в свою очередь было связано с ростом знаний об обществе, о человеке, о природе.
Первой темой споров об основах имана было доказательство сотворенности всей природы (Вселенной) и существования ее Творца. По этой причине предмет рассмотрения науки каляма понимался очень широко и охватывал все сущее (мавджут). Однако ведя речь о природе, калям в своей методологии основным принципом избрал опору на Коран и сунну и тем отличался от фальсафы, которая действовала, опираясь исключительно на разум.
Кроме того, калям рассматривал природу с точки зрения ее возникновения, то есть первоначального сотворения, и конца. Этим наука каляма отличалась от позитивных знаний. Если у Вселенной имеется начало, значит, у нее есть Создатель. Поскольку природа не вечна и имеет конец, то неизбежно должна существовать вечная жизнь в ахирате.
Газали интересовался исламской философией и логикой и ввел их в число исламских наук. Вслед за этим тематика каляма также начала меняться в этом направлении. Она включила в свой состав любые знания о внешнем мире и человеческом сознании, напрямую или косвенно касающиеся основных положений Ислама. Таким образом, после Газали представители каляма определяли ее предмет, как “все то, что входит в сферу познания”. Начиная с этого периода, используемая в науке каляма аргументация была тесно связана с логикой. При вынесении умозаключений выдвигалось требование их соответствия законам логики и точности определений.
Наука каляма ставила себе высокую цель разъяснять людям прямой путь (хидаят), состоящий из правильных вероубеждений и благих деяний, учить их добродетельной жизни в этом мире и помогать им в достижении вечного счастья в ахирате. В трудах по каляму кроме этой основной цели также упоминаются и другие задачи, стоящие перед этой наукой. Благодаря демонстрируемым им сильным аргументам, наука каляма освобождает мусульман от слепого подражательства и возвышает их до уровня осознанной веры и сознательной жизни.
Она указывает путь к истине тем, кто ищет хидаята. Наука каляма дает исчерпывающие ответы критикам Ислама и доказывает его величие, предлагая прочные знания. Она полностью разрушает выдвигаемые ее противниками доводы и возражения. Среди задач науки каляма также упоминается стремление совместно с другими исламскими науками способствовать справедливому обустройству жизни на земле.
Islam-Today