«Скажи: «Он способен наслать на вас наказание сверху (как на народы Нуха или Лута) или из-под ног (как Каруна, которого поглотила земля). Он может разделить вас на (враждующие) группы и дать одним из вас вкусить зло от других (начав войну между вами)». Посмотри, как Мы объясняем знамения (чередуя радостные вести и угрозы), чтобы они могли понять (истину). 66- И твой народ отверг его (Коран), хотя он – истина. Скажи: «Я не ваш попечитель (я не принуждаю вас и не наказываю, а только призываю вас к истине)». 67- У каждого сообщения (из Корана) есть свое время, и скоро вы узнаете (что обещания Аллаха – истина)» (Аль-Анам, 65-67).
В риваяте, переданном от Хасана, сообщается, что, когда был ниспослан аят «Он может разделить вас на (враждующие) группы и дать одним из вас вкусить зло от других (начав войну между вами)», посланник Аллаха (с.а.с.) встал, совершил малое омовение и обратился ко Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы его община не была полностью уничтожена наказанием, ниспосланным сверху или снизу, и чтобы его община не разделилась на враждующие группы подобно сынам Исраиля, причиняя друг другу зло.
Актуально! Читайте также: Что стало причиной возникновения различных течений в Исламе?
Тогда пришел Джибриль и сказал: «О, Мухаммад! Ты попросил у своего Господа четыре вещи. Две из них Он даровал тебе, а две другие нет. Твоя община не будет уничтожена полностью наказанием, исходящим сверху и снизу.
Так как подобное наказание предназначено лишь для тех народов, которые сочли лжецами посланных к ним пророков и сочли ложью писания, которые принесли эти пророки.
Однако твоя община разделится на группы и одни из них вкусят зло других. Так как эти два вида наказания предназначены для тех народов, которые уверовали в писания, ниспосланные Аллахом, и которые уверовали в Его пророков. То есть твоя община будет подвергнута наказанию соразмерному совершенным грехам».
После чего был ниспослан аят «Мы, может быть, заберем тебя (из этого мира до их наказания), но Мы все равно обязательно накажем их (в вечной жизни)» (Аз-Зухруф, 41).
Посланник Аллаха (с.а.с.) встал и снова обратился к своему Господу со следующей мольбой: «О, мой Господь! Что же может быть хуже, чем увидеть, как моя община, разделившись, причиняет зло друг другу?».
И тогда были ниспосланы следующие аяты: «Неужели люди полагают, что их оставят без испытания только за то, что они сказали: «Мы уверовали»? И Мы уже испытали тех, кто был до них. И Аллах знает, кто искренен, а кто лжет» (Аль-Анкабут, 2-3).
А после этого были ниспосланы аяты: «Скажи (о Мухаммад): «Господи! Если Ты покажешь мне, то (наказание), что им обещано, то не делай меня одним из несправедливых (неверующих) людей (не наказывай меня вместе с ними)!» (Аль-Муминун, 93-94) [Табери, Джамиуль-Байан, 7/145].
В риваяте, переданном от Зейда ибн Асляма, говорится, что, когда был ниспослан аят «Скажи: «Он способен наслать на вас наказание сверху (как на народы Нуха или Лута) или из-под ног (как Каруна, которого поглотила земля). Он может разделить вас на (враждующие) группы и дать одним из вас вкусить зло от других (начав войну между вами)», – посланник Аллаха (с.а.с.), обратился к своим сахабам.
Он сказал: «Не становитесь после меня снова неверующими, которые рубят друг другу головы. Не возвращайтесь снова к неверию». Сахабы сказали: «О, посланник Аллаха! Неужели мы, свидетельствуя, что нет другого истинного Бога, кроме Аллаха и свидетельствуя, что ты Его посланник, станем рубить головы друг другу?». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Да». Некоторые из сахабов сказали: «Это невозможно».
Это интересно! Читайте также: Какие три задачи Всевышний поставил перед пророком Мухаммадом (мир ему)?
И тогда Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты: «Посмотри, как Мы объясняем знамения (чередуя радостные вести и угрозы), чтобы они могли понять (истину). И твой народ отверг его (Коран), хотя он – истина. Скажи: «Я не ваш попечитель (я не принуждаю вас и не наказываю, а только призываю вас к истине)». У каждого сообщения (из Корана) есть свое время, и скоро вы узнаете (что обещания Аллаха – истина)» [Табери, Джамиуль-Байан, 7/145-146].