«И среди них есть те, кто обещал Аллаху: «Если Он (Господь) наделит нас из Своей щедрости, то мы обязательно раздадим милостыню и станем праведными». А когда Он наделил их из Своей щедрости, они проявляли скупость и отказались (от поклонения Аллаху) с отрицанием. Он наказал их лицемерием в сердце (укоренив его там) до того дня, когда они встретятся с Ним (в Судный день), за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (Ат-Тауба, 75-77).
В риваяте, переданном от Абу Умамы аль-Бахили, сообщается, что однажды Саляба ибн Хатиб аль-Ансари пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Сделай дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, Саляба! Горе тебе. Небольшое количество имущества, за которое ты выражаешь благодарность, лучше, чем богатство, которое ты не вынесешь». Когда же Саляба повторно обратился с этой же просьбой, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Неужели тебе не нравится быть подобным посланнику Аллаха? Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, если бы я пожелал, чтобы горы превратились в золото и серебро и текли бы рядом со мной, то так бы и произошло».
Саляба сказал: «О, посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, пославшим тебя с истиной, если ты сделаешь для меня дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство, то я обязательно воздам каждому обладателю прав его права». В ответ на его упорство, посланник Аллаха ﷺ сделал для него дуа, сказав: «О, Аллах! Даруй Салябе богатство».
Саляба приобрел одну овцу, и та очень быстро дала приплод. В конце концов стада Салябы перестали помещаться в Медине, и он был вынужден переселиться в долину за пределами Медины. И если полуденный и послеполуденный намазы он совершал с джамаатом, то на остальные намазы он в мечеть уже не приходил.
Когда же его стада стали еще больше, он уже приходил в мечеть только по пятницам, перестав совершать другие намазы. Животные продолжали стремительно размножаться, и Саляба перестал совершать и пятничный намаз.
Однажды посланник Аллаха ﷺ спросил у сахабов: «Как дела у Салябы?». Сахабы сказали: «Он приобрел овец, и очень скоро Медина стала тесной для него», после чего рассказали, что произошло. Посланник Аллаха ﷺ трижды сказал: «Горе Салябе!».
Наконец, когда был ниспослан аят «Бери (о, Мухаммад) из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их (от грехов) и исправить», который сделал закят обязательным, посланник Аллаха ﷺ отправил в качестве сборщиков закята двух человек, одного из племени Джухейна, а другого из племени Бану Сулейм, вручив им письмо с объяснением того, как собирать закят, а также сказал им, чтобы они обязательно посетили Салябу. Два сборщика закята вышли из Медины и пришли к Салябе, и потребовали от него выплатить закят, зачитав ему письмо посланника Аллаха ﷺ.
Саляба сказал: «Это ни что иное, как джизья (налог, взимаемый с немусульман в исламской стране). Это брат джизьи, я не знаю, что это такое. Сейчас уходите, завершите свои дела, и потом приходите ко мне».
Покинув Салябу, они отправились к одному человеку из племени Бану Сулейм и сообщили ему об обязательности выплаты закята.
Этот человек выбрал из своих верблюдов самых взрослых и самых хороших, и передал их сборщикам закята. Увидев, что он отдал им самых лучших своих верблюдов, сборщики закята сказали: «Это не является фардом для тебя (то есть ты не обязан отдавать самых лучших верблюдов, достаточно отдать средних). Поэтому мы не хотим принимать их от тебя». Однако этот человек сказал: «Нет. Возьмите именно этих верблюдов, только так мое сердце будет спокойно. Это мои верблюды, и я отдаю вам этих».
Взяв этих верблюдов в качестве закята, они снова вернулись к Салябе. Саляба сказал им: «Покажите мне письмо, которое дал вам посланник Аллаха». Прочитав это письмо, он сказал: «Это не что иное, как брат джизьи. Вы сейчас уходите, мне нужно подумать, позже я сообщу вам свое решение». Два сборщика закята ушли от него и вернулись в Медину.
Когда посланник Аллаха ﷺ увидел вернувшихся сборщиков закята, то еще даже не подойдя к ним и не поговорив с ними, сказал: «Горе Салябе!», а затем обратился к Аллаху с мольбой даровать баракят тому человеку из племени Бану Сулейм, который в качестве закята отдал самую лучшую часть своего имущества. Сборщики закята пришли к посланнику Аллаха ﷺ и рассказали ему о том, как поступил человек из племени Бану Сулейм и как поступил Саляба. И тогда были ниспосланы эти аяты.
В тот самый момент рядом с посланником Аллаха ﷺ находился один из родственников Салябы. Услышав это, он отправился к Салябе, и сказал ему: «О, Саляба! Горе тебе! Аллах Всевышний ниспослал о тебе такие-то и такие-то аяты». Саляба немедленно отправился в Медину, принес посланнику Аллаха ﷺ закят и стал просить принять от него этот закят.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «По правде говоря, Аллах запретил мне принимать закят от тебя». Саляба стал посыпать свою голову землей. Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Дело в том, что я дал тебе приказ, а ты не подчинился моему приказу».
После того, как посланник Аллаха ﷺ несколько раз отказался принять от него закят, Саляба вернулся к себе домой. Посланник Аллаха ﷺ до самой своей смерти не принимал закят от Салябы.
После того, как посланник Аллаха ﷺ умер, и халифом стал Абу Бакр, Саляба пришел к нему в надежде, что, может быть, он примет от него закят, принес закят и сказал: «Тебе известна моя степень перед посланником Аллаха ﷺ и мое место среди ансаров. Прошу, прими мой закят». Но Абу Бакр отверг его закят и не принимал его до самой своей смерти. После него халифом стал Умар, и Саляба принес закят ему в надежде, что он примет его, и сказал: «О, правитель правоверных! Прими мой закят».
Умар сказал: «После того, как ни посланник Аллаха ﷺ, ни Абу Бакр не принимали твоего закята, неужели ты думаешь, что я приму его?!». Умар так же до самой своей смерти не принимал закята от Салябы.
Наконец, когда халифом стал Осман, Саляба пришел к нему, в надежде, что он примет его закят, но Осман, как Абу Бакр и Умар, отказался принимать его закят. И во времена правления Османа Саляба умер.
Имам Суюти указывал, что цепочка передатчиков данного хадиса является слабой. Имам Куртуби говорил, что Саляба был одним из избранных сподвижников, участвовавшим в битве при Бадре, и поэтому весьма сомнительно, что он мог бы опуститься до такого состояния.
Имам Куртуби склонялся к мнению Даххака, считавшего, что данные аяты были ниспосланы в отношении мунафиков, и в особенности в отношении Набталя ибнуль-Хариса, Джадда ибнуль-Кайса и Муаттиба ибн Кушайра.
Все фото: shutterstock.com.