«Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе (своим неверием), они спросят: «Кем вы были (в земной жизни)?». Те ответят: «Мы были слабы на земле (и не могли открыто заявить о своей вере и переселиться в земли мусульман)». (Их) спросят: «Разве земля Аллаха не была (достаточно) просторной, чтобы вы могли переселиться (и найти себе подходящее место) на ней?» И обителью им станет Ад. Как же плохо это место! 98- Исключение составляют лишь (действительно) слабые – будь то мужчины, женщины или дети, которые не могут найти способа (переселиться) и не могут найти (для этого) пути. 99- Вот таких Аллах может простить, ведь Аллах — Стирающий грехи, Прощающий» (Ан-Ниса, 97-99).
Эти аяты были ниспосланы в отношении молодых людей, которые приняли Ислам в то время, когда посланник Аллаха ﷺ находился в Мекке, и которые после его переселения в Медину были насильно оставлены в Мекке своими семьями и племенами, и которые в битве при Бадре пришли туда со своим народом и были убиты.
Ибн Хищам приводит имена этих молодых людей: Аль-Харис ибн Зам`а ибнуль-Асвад, Абу Кайс ибнуль-Факих ибнуль-Мугира, Али ибн Умаййа ибн Халеф, Аль-Ас ибн Мунаббих ибнуль-Хаджадж (Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 1/601-604; Табери, Джамиуль-Байан, 1/641).
В риваяте, переданном от Икримы, называются следующие имена: Кайс ибнуль-Факих ибнуль-Мугира, Кайс ибнуль-Валид ибнуль-Мугира, Абуль-Ас ибн Мунаббих ибнуль-Хаджадж.
В риваяте, переданном от Мардуййа упоминаются следующие имена: Кайс ибнуль-Валид ибнуль-Мугира, Абу Кайс ибнуль-Факих ибнуль-Мугира, Аль-Валид ибн Утба ибн Рабиа, Амр ибн Умаййа ибн Суфьян и Али ибн Умаййа ибн Халеф.
Бухари в связи с этим приводит следующий риваят: «Некоторые из мусульман (оставшиеся в Мекке и скрывавшие свою веру) отправились на войну вместе с многобожниками, увеличив их число. И вот в одного из них попала выпущенная стрела, убив его, а другой пал от сверкающего меча» (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/120).
В риваяте Ибн Вехба сообщается, что он спросил Ибн Зейда об аяте «Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе (своим неверием), они спросят: «Кем вы были (в земной жизни)?» Исключение составляют лишь (действительно) слабые – будь то мужчины, женщины или дети, которые не могут найти способа (переселиться) и не могут найти (для этого) пути».
Ибн Зейд сказал: «Когда пророку Мухаммаду ﷺ было дано пророчество, и когда открылась истинная вера, тогда же появилось и двуличие (нифак). Некоторые люди приходя к посланнику Аллаха ﷺ говорили: «О, посланник Аллаха! Если бы мы не боялись, что этот народ станет причинять нам страдания, то и мы непременно стали бы мусульманами.
Однако мы свидетельствуем, что нет другого истинного Бога кроме Аллаха, и свидетельствуем, что ты Его раб и посланник». Но когда настал день битвы при Бадре и когда многобожники поднявшись на эту битву сказали:
«Никто не останется позади нас. Если же кто-то останется, то мы сожжем его дом и будем считать его имущество дозволенным для себя», то те, кто говорил посланнику Аллаха ﷺ те слова, отправились на эту битву в рядах многобожников.
Часть из них была убита, а часть попала в плен. Что касается тех из них, которые были убиты, то в отношении них Аллах Всевышний ниспослал аят: «Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе (своим неверием), они спросят: «Кем вы были (в земной жизни)?». Те ответят: «Мы были слабы на земле (и не могли открыто заявить о своей вере и переселиться в земли мусульман)». (Их) спросят: «Разве земля Аллаха не была (достаточно) просторной, чтобы вы могли переселиться (и найти себе подходящее место) на ней?». И обителью им станет Ад. Как же плохо это место!».
Затем, приняв оправдания тех из них, кто был честен и верен, Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: «Исключение составляют лишь (действительно) слабые – будь то мужчины, женщины или дети, которые не могут найти способа (переселиться) и не могут найти (для этого) пути. Вот таких Аллах может простить, ведь Аллах — Стирающий грехи, Прощающий».
Те из них, кто попал в плен к мусульманам, говорили: «О, посланник Аллаха! Ты знаешь, что мы приходили к тебе и свидетельствовали, что нет другого истинного Бога кроме Аллаха, и свидетельствовали, что ты Его раб и посланник. Мы вышли с этим народом (многобожниками), потому что боялись их».
Читайте также: «Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком ﷺ ?»
И тогда Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты:
«О Пророк! Скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: «Если Аллах знает, что в ваших сердцах – благо (искренняя вера), то Он даст вам лучшее, чем то, что забрали у вас (то есть выкуп, — увеличит вам многократно достаток в этой жизни и подарит награду в жизни вечной), и простит вас (и ваши грехи). Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий (искренних верующих). 71. А если они (пленники) захотят предать тебя (обманув), то ведь до того они предали Аллаха (будучи язычниками до Бадра), так что Он дал вам силу над ними. И Аллах — Знающий, Мудрый» (аль-Анфаль 8/70-71) (Табери, Джамиуль-Байан, 5/149-150).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса сообщается, что мусульмане, оставшиеся в Мекке и скрывавшие свою веру, стали причиной ниспослания не только этих, но и других аятов.
В риваяте, приведенном Ибн Джариром, Ибнуль-Мунзиром, Ибн Аби Хатимом и Байхаки сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Некоторые из мекканцев стали мусульманами, но скрывали свою веру. В день битвы при Бадре они вышли вместе с многобожниками, находясь в их рядах, и некоторые из них были убиты в этой битве.
В отношении них мусульмане говорили: «Они наши товарищи, они были принуждены сражаться в рядах многобожников». И тогда был ниспослан аят: «Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе (своим неверием), они спросят: «Кем вы были (в земной жизни)?». Те ответят: «Мы были слабы на земле (и не могли открыто заявить о своей вере и переселиться в земли мусульман)».
Мусульмане, жившие в Медине написали этот аят в письме, адресованном мусульманам, живущим в Мекке и скрывающим свою веру, чтобы те знали, что в случае, если они умрут среди многобожников, то их оправдания не будут приняты.
После этого мусульмане, оставшиеся в Мекке, собрались и отправились в путь, чтобы переселиться в Медину. Когда многобожники узнали, что они покинули Мекку, то бросились за ними в погоню, и схватив их вернули обратно.
Некоторые из них поддавшись фитне, отреклись от своей веры. И вот в отношении таких людей Аллах Всевышний ниспослал следующий аят:
«Среди людей есть те, кто говорит: «Мы уверовали в Аллаха». Но когда им приходится принять муки ради Аллаха, они принимают трудности (исходящие) от людей за наказание от Аллаха» (аль-Анкабут 29/10).
Мусульмане, жившие в Медине, написали этот аят в письме и отправили мусульманам, оставшимся в Мекке, после чего те, кто скрывал свою веру впали в отчаяние, потеряв всякую надежду. Тогда был ниспослан аят:
«Поистине, твой Господь прощает и милует тех, кто переселился (к мусульманам) после того, как они были подвергнуты искушению (для того, чтобы они отреклись от своей веры), а затем сражались (с неверующими) и проявляли терпение (перенося все трудности на этом пути)» (ан-Нахль 16/110).
Мединские мусульмане снова написали письмо мусульманам Мекки, скрывавшим свою веру, в котором был упомянут этот аят, написав так же: «Аллах указал вам был путь выхода». Получив это письмо, мусульмане Мекки снова собрались и отправились в путь, чтобы переселиться в Медину. Узнав об этом, многобожники снова бросились в погоню и настигли их. Те из мусульман, кто смог спастись, спаслись бежав в Медину, другие же были убиты многобожниками» (Табери, Джамиуль-Байан, 5/148; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/176-177).
В соответствии с риваятом, переданном Авфи от Ибн Аббаса данные аяты были ниспосланы в отношении тех, кто не отправился с посланником Аллаха ﷺ на войну, а остался позади. И тех из них, кто умер, так и не встретив посланника Аллаха ﷺ, ангелы били по лицам и спинам (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/177).
По сути, между этим и предыдущим риваятом нет никакой разницы с точки зрения содержания.
Что те, кто, уверовав остался в Мекке скрывая свою веру, и те, кто отказался выйти с посланником Аллаха ﷺ в военный поход, в конечно счете ослабили ряды мусульман перед лицом врага, вместо того чтобы поддержать и усилить ряды верующих. И такие люди достойны лишь порицания, о чем ясно говорится в этих аятах.