«Вам запрещены мертвечина (мясо животного, не забитого по шариату), кровь (которая вытекает, когда происходит забой), свинина и то, что было зарезано (ради кого-либо другого, а) не ради Аллаха, также то (животное), которое было задушено, убито ударом, упало (с большой высоты и умерло, или же упало, например, в колодец и умерло там), или было убито другим животным, или же (животное) которое ел хищник, если только вы (до его смерти) не успеете зарезать его (в соответствии с требованиями ислама), и то (животное), которое было забито на жертвенниках (во имя идолов), а также гадание на стрелах. Все это (употребление в пищу того, что вам запрещено, и гадание) – нечестие. Сегодня неверующие потеряли надежду (отклонить вас) от вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня (бойтесь того, что может постичь вас, если вы проявите непокорность Мне)! Сегодня Я завершил для вас вашу религию (закончил передавать постановления, касающиеся религии ислам) и довел до конца Свою милость для вас (дав вам возможность завоевать Мекку и вознеся вашу религию над всеми другими), и Я доволен для вас исламом как религией. А если кто-либо (оказавшись в безвыходном положении) будет вынужден (есть запретную пищу) от голода, а не из порочности (ради удовольствия), то (в этом случае он не заслужит наказание) ведь Аллах – Прощающий, Милующий (Своих рабов)» (Аль-Маида, 3).
Среди риваятов, в которых говорится о времени ниспослания этого аята, самым известным является тот, в соответствии с которым аят был ниспослан в десятом году хиджры во время прощального хаджа, в день стояния на Арафате, который пришелся на пятницу.
Данный аят был ниспослан посланнику Аллаха (с.а.с.), когда он совершал стояние на Арафате верхом на своем верблюде по кличке Адба [Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 11/139].
В соответствии с риваятом, переданным от Ибн Джурайджа, после ниспослания этого аята посланник Аллаха (с.а.с.) прожил еще восемьдесят один или восемьдесят два дня, и после этого аята не было ниспослано аятов содержащих предписания шариата [Табери, Джамиуль-Байан, 6/51-52; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 11/139].
В риваяте, переданном от Судди, говорится, что аят «Сегодня Я завершил для вас вашу религию (закончил передавать постановления, касающиеся религии ислам) и довел до конца Свою милость для вас (дав вам возможность завоевать Мекку и вознеся вашу религию над всеми другими), и Я доволен для вас исламом как религией» был ниспослан в день Арафа.
После этого не ниспосылались аяты о халяле и хараме. После возвращения из этого хаджа посланник Аллаха (с.а.с.) умер.
Асма бин Умайс рассказывала: «Я совершала этот хадж вместе с посланником Аллаха (с.а.с.). Когда мы шли пешком, а посланник Аллаха (с.а.с.) был верхом на своем верблюде, неожиданно к нему явился Джибриль с новым откровением, и под тяжестью этого откровения верблюд посланника Аллаха (с.а.с.) опустился на землю. Я подошла к посланнику Аллаха (с.а.с.) и накрыла его своей накидкой» [Табери, Джамиуль-Байан, 6/51].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан посланнику Аллаха (с.а.с.) в понедельник. В этом риваяте говорится: «Посланник Аллаха (с.а.с.) родился в понедельник, в понедельник он выехал из Мекки, переселяясь в Медину. В понедельник он прибыл в Медину.
И в понедельник же ему был ниспослан аят: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию (закончил передавать постановления, касающиеся религии ислам) и довел до конца Свою милость для вас (дав вам возможность завоевать Мекку и вознеся вашу религию над всеми другими), и Я доволен для вас исламом как религией» [Табери, Джамиуль-Байан, 6/54].
В риваяте, переданном от Тарика ибн Шихаба, сообщается, что спустя некоторое время после того, как был ниспослан аят «Сегодня Я завершил для вас вашу религию (закончил передавать постановления, касающиеся религии ислам) и довел до конца Свою милость для вас (дав вам возможность завоевать Мекку и вознеся вашу религию над всеми другими), и Я доволен для вас исламом как религией», один иудей пришел к Умару ибн Хаттабу и сказал: «Если бы нам, иудеям, был ниспослан такой аят, и нам был бы известен день его ниспослания, то мы сделали бы этот день праздником».
Умар сказал: «Мне очень хорошо известен день, когда был ниспослан этот аят, время, когда он был ниспослан, и где в тот момент находился посланник Аллаха (с.а.с.). Этот аят был ниспослан в день Арафа, когда мы вместе с посланником Аллаха (с.а.с.) совершали предстояние на горе Арафат».
В другом риваяте сообщается, что Умар сказал: «Этот аят был ниспослан на Арафате в ночь пятницы» [Табери, Джамиуль-Байан, 6/53].
В хадисе, переданном Бухари, сообщается, что Умар сказал: «Я очень хорошо знаю, где был ниспослан этот аят. Он был ниспослан в день Арафа. И мне хорошо известно, где находился посланник Аллаха (с.а.с.) в этот момент. Клянусь Аллахом, мы были вместе с ним на Арафате».
Также в этом риваяте упоминаются сомнения Суфьяна, передавшего этот хадис, по поводу того, была ли это пятница. В риваяте Муслима говорится, что это была пятница.
В риваяте, переданном Тирмизи, имеется дополнение в виде слов: «Это был праздничный день». Однако Тирмизи назвал этот риваят хасан-гариб [Бухари, Тафсируль-Куръан, 5/2; Иман, 33; Магази, 77; Муслим, Тафсир, 3-5; Тирмизи, Тафсир, 5/1, 2, хадис №: 3043, 3044; Насаи, Иман, 18; Манасик, 194; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/27, 39].
Из этих риваятов Табери отдал предпочтение риваяту, переданному от Умара, в котором говорится: «Этот аят был ниспослан на Арафате, в день Арафа, в пятницу», так как у данного риваята наиболее достоверная цепочка передатчиков [Табери, Джамиуль-Байан, 6/54].
Актуально! Читайте также: От харама до макруха: разбираемся в деталях
Этот риваят был передан не только от Умара, но также и от Али, Муавии ибн Абу Суфьяна, Ибн Аббаса, Самуры ибн Джундеба, Шаби, Катады, Шахра ибн Хавшаба и многих других имамов [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/287].
Что касается вопроса о том, какой день имеется в виду в той части аята, где говорится: «Сегодня неверующие потеряли надежду (отклонить вас) от вашей религии», то по данному вопросу существуют разногласия.
Не смотря на наличие риваята, переданного Ибнус-Саибом и Муджахидом, в котором сообщается, что это был день завоевания Мекки, то есть за восемь дней до окончания месяца Рамадана, восьмого года хиджры [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 6/41], наиболее достоверными и известными являются вышеприведенные риваяты.
Ибн Джурайдж говорил: Слово «нусуб», упоминаемое в той части аята, где говорится: «...и то (животное), которое было забито на жертвенниках (во имя идолов), а также гадание на стрелах...», означает вовсе не идолов.
Идолы – это статуи, которым придавали определенный облик и украшали их. Нусуб (жертвенники) же представляли собой камни, установленные вокруг Каабы.
Говорится, что их было триста шестьдесят. В одном из риваятов сообщается, что триста этих камней принадлежали племени Хузаа.
Во времена джахилии люди мазали эти камни кровью жертвенных животных, а затем раскладывали на них мясо жертвенных животных.
С приходом ислама сахабы спросили посланника Аллаха (с.а.с.): «О, посланник Аллаха! Во времена джахилии люди выражали свое почтение Каабе тем, что мазали кровью камни, расположенные вокруг нее. Но мы более достойны выражать ей почтение. Не мазать ли нам кровью жертвенных животных саму Каабу?».
Посланник Аллаха (с.а.с.) не запретил этого, но сразу же вслед за этим Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: «Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не достигают Аллаха. Но Его достигает только ваша богобоязненность (праведный поступок в сочетании с правильной верой)» (Аль-Хадж, 37) [Табери, Джамиуль-Байан, 6/48].