Лучше испытать наказание в этом мире, чем в ахирате страдать от мучений

Предание

Однажды достопочтенный Умар (р.а.) с группой асхабав вышел в путь, направляясь в Шам. У него ничего с собой не было кроме одного верблюда. С его рабом Мугирой они по очереди ехали верхом на этом верблюде. Один час ехал он, раб держал верблюда за уздечку. Затем один час ехал раб, Умар тянул за уздечку.

По воле Аллаха, когда они приблизились к Дамаску, очередь ехать верхом была за Мугирой. Асхабы стали высказываться, что было бы лучше халифу Умару самому въехать в город верхом на верблюде. Но достопочтенный Умар сказал: «Очередь Мугиры ехать верхом, моя очередь сидеть на верблюде прошла».

Асхабы сказали: «Мы сегодня входим в город. Знатные горожане выедут встречать Вас верхом на конях. Вам не подобает идти им навстречу пешком. Будьте добры, примите нашу просьбу!»

Недовольный этими словами, халиф Умар дал им такой ответ: «Вы никак не избавитесь от этого стремления к почету? Разве для вас недостаточно почетно быть в исламе? Разве есть что-нибудь выше и величественнее исламской религии? Эту высокую честь Аллах Всевышний оказал нам, одарил нас таким счастьем, возложил нам на головы венец ислама, накинул нам на плечи мантию благословенной религии Посланника Аллаха, осветил наши сердца сиянием истинной веры, Священный Коран поместил в наши сердца. Мы осознали ценность ислама. Что хорошего в том, чтобы устраивать показ перед народом коней и дорогой одежды? Разве для нас недостаточно иметь честь быть представителями уммы Расуль-Акрама?»

Никто не смог ничего возразить. Мугира заставил верблюда, на котором сидел верхом, опуститься на колени перед достопочтенным Умаром.

«О Халиф! Ради Аллаха Всевышнего, еще до того, как Вы заговорили, мне от души хотелось спуститься с верблюда на землю и посадить Вас. Не по просьбе асхабов. Я сам захотел уступить Вам свое право. Прошу Вас сесть верхом на верблюда. О халиф, наступите ногой мне на спину и взберитесь на верблюда».

Хазрати Умар не стал отклонять эту искреннюю просьбу Мугиры и чтобы его не обидеть, сел верхом на верблюда. При въезде в Дамаск, достопочтенный Умар велел всем объявить: «Вот сегодня нам суждено войти в Дамаск. Только Аллаху известно, выйдем ли мы отсюда живыми и здоровыми. Если я кому-то остался должен, пусть придет и получит».

Воины в один голос сказали: «О Халиф! Да будет доволен тобой Всевышний Аллах! Никто не был обижен тобой, и ты никому не остался должен».

Никто не пришел и не потребовал вернуть долг. Лишь его раб Мугира выступил вперед и заявил: «Эй, повелитель правоверных! В один из дней Вы больно потянули меня за ухо, хотя я не был виновен. Я пришел сюда, исполняя Ваш приказ: «Кому я должен, пусть придет и получит».

Достопочтенный Умар сказал: «О Мугира! Подойди, и ты потяни меня за ухо. Расплатимся». Асхабы все разом произнесли такбир. У арабов есть такой обычай: произносить такбир в странной ситуации.

«О Халиф! У нас не было правителя справедливее тебя. Мы думаем, что и впредь такой не придет. Правильно ли, что раб осмеливается на такую дерзость? Человек может воспитывать своего раба. В этом нет ничего предосудительного. И ничем не нужно расплачиваться за то, что потянул раба за ухо», – говорили они, упрекая Мугиру.

Хазрати Умар промолвил: «Эй, асхабы! Пожалуйста, не обижайте его. Лучше испытать наказание в этом мире и избавиться, чем в ахирате страдать от мучений».

Затем он обратился к рабу: «Эй, Мугира! Подойди, потяни меня за ухо. Я хочу расплатиться с тобой в этом мире. Пусть в ахирате у меня не останется этого долга».

Мугира схватил хазрати Умара за ухо и немного потянул. «Эй, Мугира! Почему ты не потянул побольше?» – сказал Умар.

«Если я потянул бы сильнее, то остался бы должен перед тобой. Я испугался, что в ахирате за это будет назначен кысас», – ответил Мугира.

Таким великим человеком был хазрати Умар. Он исполнил желание своего раба и принял наказание в этом мире. Его раб хорошо знал, что достопочтенный Умар поступит правильно и ни в коем случае не станет обижать его. Он подумал, что своим поступком заслужит еще большую любовь достопочтенного Умара. И действительно, после этого случая хазрати Умар стал любить Мугиру сильнее прежнего.

Преданий о досточтимом Умаре бесчисленное множество. Как написано в тафсирах и исторических трудах, Джибриль (а.с.) доставил семнадцать аятов, соответствующих взглядам хазрати Умара. Даже одного этого достаточно в качестве довода о его величии.

Все фото: shutterstock.com

Шамседдин Сиваси «Предания о четырех халифах»

Социальные комментарии Cackle