«Стремитесь к прощению вашего Господа и к Раю (то есть спешите к совершению поступков, приводящих к довольству Аллаха и награде в вечной жизни), ширина которого (для каждого верующего) равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных. Они (богобоязненные) жертвуют (свое имущество на благие цели) и в изобилии, и в скудости, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных. (Также богобоязненные люди) совершив разврат (или другой большой грех), либо навредив себе, вспоминают об Аллахе и просят прощения за свои грехи. А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! И (также они) не упорствуют в совершенном ими сознательно» (Алю Имран, 133-135).
Кельби передает от Ибн Аббаса риваят, в котором говорится, что аят «(Также богобоязненные люди) совершив разврат (или другой большой грех), либо навредив себе, вспоминают об Аллахе и просят прощения за свои грехи...» был ниспослан в отношении двух человек, один из которых был из ансаров, а второй был из племени Сакиф.
Посланник Аллаха ﷺ (побратав мухаджиров и ансаров) также сделал братьями и этих двух людей. Когда они находились в Медине, то всегда были неразлучны друг с другом, а в поездки или военные походы отправлялись по очереди. Во время подготовки к очередному военному походу, жребий пал на того, кто был из племени Сакиф, а оставшийся в Медине его брат-ансар взял на себя обязательства заботиться о его семье, это было их обычаем.
В то время как брат ансара находился в походе, он проходя мимо дома своего брата, увидел его жену после мытья с распущенными волосами, и не в силах совладать с собой, без разрешения вошел в дом и попытался поцеловать ее, прикоснувшись рукой к ее лицу.
Но в тот же момент он почувствовал раскаяние в содеянном. Ему стало очень стыдно и он, говоря себе: «Субханаллах! Ты поступил вероломно по отношению к своему брату. Ты ослушался своего Господа и не достиг желаемого».
Он покинул Медину и ушел в неизвестном направлении. Когда его брат вернулся из похода, то не нашел его в Медине, так как тот в качестве покаяния за совершенный поступок, ушел в горы, и скитался там, приняв решение не возвращаться в Медину до тех пор, пока его покаяние не будет принято.
Его брат из племени Сакиф, узнав о произошедшем от своей жены, отправился в горы на его поиски. После долгих поисков ему удалось найти своего брата. Тот находился в положении саджда и плача говорил: «О, мой Господь! Прости мне мой грех. Я поступил вероломно по отношению к моему брату и предал его».
Его брат из племени Сакиф взял его за руку и сказал: «Пойдем к посланнику Аллаха ﷺ. Возможно, Аллах примет твое покаяние», и привел его к посланнику Аллаха ﷺ. Узнав о происшедшем, посланник Аллаха ﷺ промолчал, ничего не сказав.
И вот в один из дней, когда посланник Аллаха ﷺ совершал послеполуденный намаз, Джибриль принес ему этот аят, указывающий на то, что покаяние этого человека было принято.
Умар ибн Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Данный хукм касается только этого конкретного человека, или же он распространяется и на всех других тоже?».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет, данный хукм касается не только его. Он распространяется на всех других людей тоже» (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 9/9; Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 4/59-60).