Фото: ADDICTIVE_STOCK/elements.envato.com
Знамения Судного дня
Знамения Судного дня в богословской терминологии обозначаются как «Ашрат ас-са‘а» или «Айат ас-са‘а». Несмотря на то, что в исламской догматике считается, что срок Судного дня известен только Богу, существует традиция изучения знамений Судного дня. Под знамениями подразумеваются те или иные события и явления, упомянутые в Коране или высказываниях пророка Мухаммада, которые указываются на близость Судного дня. В мусульманском богословии знамения Судного дня поделены на две большие группы малые знамения и большие знамения.
Малые знамения Судного дня
Малые знамения Судного дня преимущественно упоминаются в высказываниях пророка Мухаммада. Их точное число обычно не называется, но изучив эти знамения, богословы поделилии их на три группы: свершившиеся и не повтояющиеся знамения, свершившиеся и повторяющиеся знамения и не свершившиеся знамения.
Свершившиеся и не повторяющиеся знамения
Согласно определению богословов эти признаки свершились и больше не повторятся.
Одним из наиболее ранних свершившихся знамений в исламской догматике считается пророчество Мухаммада и его смерть. При этом богословы ссылаются на то, что пророк Мухаммад, рассказывая о Судном дне сомкнул указательный и средний пальцы и сказал: «Мой приход и наступление Судного дня близки друг к другу как эти два пальца. В другом предании сказано: «Перед наступлением Судного дня ждите шесть знамений: моя смерть…».
О другом свершившеся знамении в одном из высказываний пророка Мухаммада сообщается: «Не наступит Судный день, пока не появится в Хиджазе, который осветит шеи верблюдов в Бусре». В известном историческом трактате «ал-Бидайа ва ан-нихайа», принадлежащем перу мусульманского историка Ибн Касира сказано, что данное событие произошло в 654 г. (1256г.).
О следующем свершившемся знамении сказано: «Ирак лишится своих дирхемов и кафизов, Шам лишится своих муддов и динаров, Египет лишится своих ирдибов и динаров, Вы вернетесь туда, откуда начали. Вы вернетесь туда, откуда начали»62. Современные исламские богословы, считают, что пророк Мухаммад под упомянутыми событиями подразумевал колонизацию исламских регионов Ближнего Востока.
Свершившиеся и повторяющиеся знамения
К этой группе относятся признаки, которые однажды уже свершились, но могут неоднократно повторятся.
Одним из первых знамений, относящихся к данной группе, исламские богословы называют мусульманские завоевания. В предании, от пророка Мухаммада, относящемся к мекканскому периоду, сказано: «Вы будете воевать на Аравийском полуострове и Аллах дарует вам победу, вы будете воевать с персами и Аллах дарует вам победу, вы будете воевать с румами (византийцами) и Аллах дарует вам победу, а затем вы будете воевать с Антихристом и Аллах дарует вам победу».
Следующим знамением считается появление людей, претендущих на пророчество после пророка Мухаммада. Одно из пророческих высказываний по этому поводу сообщает: «В моей умме будет тридцать лжецов, они будут претендовать на пророчество. Однако, я являюсь печатью пророков, после меня пророков не будет».
Еще одним свершившимся и повторяющимся знамением богословы считают различные смуты. В качестве самой первой смуты в высказываниях пророка Мухаммада упомянута смута во времена халифа ‘Усмана и его убийство. Сюда же богословы относят распространение различных исламских сект и политических движений.
Следующее знамение – вверение власти людям, не достойным ее, использующим власть для достижения личных целей и амбиций. Пророк Мухаммад по этому поводу сказал: «…Если власть окажется в руках недостойных людей, то ждите Судного дня».
Также среди знамений этой группы упоминаются различные стихийные, природные бедствия и катастрофы. Предания сообщают о земных провалах, землетрясениях, извержениях вулканов и др. Богословы, изучая высказывания пророка Мухаммада, склоняются к мнению, что причиной этих катастроф становится отказ от божьих законов, духовный упадок и деградация людей.
Еще одним малым, свершившимся и повтояющимся знамением Судного дня, считается рост благососотояния. В одном из высказываний пророк Мухаммада сообщается: «Судный день наступит только после того, как вы разбогатеете на столько, что богатые будут искать тех, кто нуждается в их помощи. А те, кому они пожелают ее оказать ответят: «Мы живем в достатке и не можем ее принять»».
Islam-Today