Фото: Yusnizam Yusof /shutterstock.com.
Священный Коран ниспосылался пророку Мухаммаду ﷺ сурами и аятами в соответствии с происходящими событиями для разъяснения вопросов вероубеждения и религиозной практики в течение 25 лет.
Аяты бывают ясными (мухкам), и они – основы Священного Корана. Есть аяты схожие (муташабих) между обобщенными фразами (муджмаль), требующие толкования (тафсира), с проблемными фразами (мушкиль), нуждающимися в разъяснении, а также предполагающие отмену (насх).
Пророк ﷺ толковал фразы муджмаль и разъяснял фразы мушкиль, различал отмененные и отменяющие фразы, ограничивал абсолютные фразы (мутлак) и выделял частные понятия из общих (тахсис). Он знакомил с этим своих сподвижников, которые понимали его, знали значения слов, их порядок, причины ниспослания и источники правовых норм, так как он ниспосылался на их языке, в нем использовались средства их красноречия и методика ведения их разговоров. У каждого из них была своя степень.
Перевод смыслов Корана: история о пророке Мусе (а.с.) и Хызыре
Среди них были те, кто много занимался тафсиром. Это Али ибн Абу-Талиб (р.а.), Абдаллах ибн Масуд (р.а.), Абдаллах ибн Аббас (р.а.) и Аиша (р.а.). В тафсире больше всех известен Ибн Аббас (р.а.). Тафсиром занимались, хотя и в меньшей степени, Убай ибн Кааб(р.а.), Зайд ибн Сабит (р.а.), Абу-Муса аль-Ашари (р.а.), Ибн аз-Забейр(р.а.) и другие.
Затем это перешло к табиинам. Тафсир не переставал передаваться от первых поколений к праведным предшественникам до тех пор, пока не развились науки и процесс получения знаний не уподобился творческой деятельности (санаи). Составлялись многочисленные труды по тафсиру, в которых были приведены предания от сподвижников, табиинов и ученых мужей об отмененных и отменяющих аятах, о причинах ниспослания аятов, их назначении и всего того, что можно узнать только с помощью передачи.
Ученые собрали то, что было у них, однако в их книги и передачи вошло наряду с достоверным недостоверное, потому что арабы не были образованными людьми. Если они желали узнать что-нибудь, например, про причины создания частей сотворенного, начало творения и тайны бытия, то искали ответы у людей Писания, живших до них. Проживая в пустыне, они не имели точных знаний, кроме той информации, которой владели простолюдины.
Фото: THOBRONI / shutterstock.com.
Приняв ислам, они все еще придерживались тех знаний полученных от людей Писания, которые не противоречили положениям шариата и не требовали проявления предосторожности. Они оставались верны прежним убеждениям относительно бытия, произошедших событий, сражений. Среди них Абдаллах ибн Салям (р.а.), Кааб аль-Ахбар (р.а.), Вахб ибн Мунаббих (р.а.) и подобные им.
Сообщается, что в некоем военном походе Абдаллаху ибн Амру ибн аль-Асу попалась книга по данной теме и он начал передавать информацию, содержащуюся в ней. Так, книги тафсиров пополнились сообщениями от людей Писания, а муфассиры проявили снисходительность в ее цитировании, поскольку она не представлялась основой для шариатских практических норм, достоверность которой нужно было подтверждать для работы с ней.
Исламская умма приняла эти труды по причине авторитетности занимавших высокие степени в религии авторов и их выдающихся достоинств. Это продолжалось до тех пор, пока великие ученые уммы детально не изучили предания от людей Писания и, отредактировав их, предоставили нам в более правдивой и достоверной форме.
Фото: Maylim / shutterstock.com.
Источник: Шигабутдин Марджани «Мукаддимат китаб Вафиййат аль-асляф ва тахиййат аль-ахляф» (Введение к биобиблиографическому словарю «Верность предшественникам и приветствие потомкам»)