«Скажи: «О, люди! К вам пришла истина от вашего Господа. Кто примет наставление, тот поможет самому себе [потому что за это будет награда], а кто впадает в заблуждение, тот навредит себе [потому что получит наказание за заблуждение]. И я не ваш попечитель [я не отвечаю за вас]» (Юнус, 108).
В этом аяте говорится о ниспослании нам от нашего Господа одной истины. Эта истина заключается в принесенных нашим Пророком ﷺ принципах, которые поясняют Коран и истинную религию.
Поэтому являются правильными ниспосланные Аллахом поучения и принесенные нашим Пророком ﷺ основные положения, которые касаются религиозных убеждений и образа жизни.
Однако люди свободны в выборе следования по истинному пути, установленному Господом миров. Кто захочет, будет следовать по этому пути и сделает себе добро, будет действовать в своих интересах.
И в результате получит за это воздаяние у Всевышнего Аллаха. А те, кто не последуют этой истине, которая пришла из божественного источника, не воспользовались ею, будут действовать против себя. И будут за это наказаны. Следовательно, действия и тех, и других коснутся их самих.
В приведенном выше аяте Аллах требует от нашего Пророка ﷺ пояснить следующее: «Я указываю вам правильный путь, объясняю, что является добром и злом. Я не стану принуждать вас стать мусульманами. Мне и не даны такие полномочия.
Моя единственная обязанность заключается в призыве людей к истине. У вас остается право выбора. Кто захочет, тот примет. А кто не захочет, будет отрицать. Я доставил к вам Истинную религию, ознакомил вас с ней.
Одновременно я призываю вас принять полезные и нужные поучения этой религии. Я также говорю, что в ваших интересах принять их. А еще я сообщаю, что в случае вашего неприятия, в Судный день вы будете в убытке и столкнетесь с мучениями.
После этого, кто захочет, скажет моему призыву «Да!» и выберет путь истины, а кто-то предпочтет заблуждение. Но вы должны хорошо знать, что человек отвечает за каждый свой поступок. Аллах потребует от каждого отчета за совершенные им дела».
В другом аяте Корана данное положение выражено таким образом:
«Скажи: «Истина − от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон…» (Аль-Кахф, 29).
Желающие объяснить людям истины ислама тоже должны вести себя подобным образом, поскольку долг каждого мусульманина довести до собеседника знания, полученные из божественного источника.
Объяснять их нужно в самом лучшем и подходящем виде. Нет ответственности выше этого. Стремление же привести людей на путь истины какими-то другими способами, приведет лишь к совершению безответственных поступков. Так как вместо ознакомления людей с исламом, можно их напрочь оттолкнуть от религии.
После объяснения истины, нужно с уважением отнестись к предпочтениям и убеждениям людей. В этом вопросе Коран снова указывает нам дорогу:
«[Скажи им, о, Мухаммад:] «Мне велено поклоняться только Господу этого города, который Он сделал священным. Ему принадлежит все. Мне же велено быть мусульманином и читать Коран». Кто внял наставлениям [Корана], тот принес пользу самому себе. А кто впал в заблуждение, тому скажи: «Я лишь предостерегаю» (Ан-Намль, 91-92).
Соответственно, данное повеление касается всех верующих. Когда определенная часть людей уверует в эти истины, найдутся и такие, кто не станет им следовать. За самим человеком остается выбор: принимать или не принимать.
Верующий человек всегда должен терпеливо относиться к вопросам веры и не переходить пределов, установленных Аллахом и Его Посланником. Пусть свет божественных истин и милость Аллаха охватят человека со всех сторон.
Ведь в итоге истина заключается в принципах, которые принес ислам, и когда-нибудь каждый человек сможет убедиться в этом. Нужно лишь суметь их объяснить должным образом и ознакомить людей с ними.
Все фото: shutterstock.com.