Факих со своим иснадом передал от Ибн Габбаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Посланник Аллаха сказал мне: «О раб, не научить ли тебя словам, которые Аллах сделает полезными для тебя?» Я сказал: «Да, научи, о Посланник Аллаха». Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Храни Аллаха, то есть помни о Нём, и Аллах будет хранить тебя. Храни Аллаха - и ты обнаружишь Его перед собой.
Стремись к познанию Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в неприятностях (трудностях). Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху. Высохли перья, (которые записали) то, что (было заранее) известно Аллаху. Если все создания Аллаха захотят принести тебе пользу, которую Аллах не предопределил, то у них не хватит на это сил.
Если они захотят принести тебе вред, который Аллах не предопределил, то у них и на это не хватит сил. Совершай деяния с благодарением и верой. Знай, что терпение (приводит) к победе, радость (приходит на смену) скорби, а облегчение (на смену) затруднению».
Факих со своим иснадом передал от Агмаша, Хаттаба, Гунайса и от других пятидесяти ученых. Каждый из них передает этот хадис от повелителя правоверных Гали бин Абу Талиба (р.г.), который сказал: «О люди, сохраните мои пять наставлений. Будьте внимательны, пусть никто из вас ничего не боится, кроме греха. Пусть никто из вас ни на что не надеется, кроме как на Аллаха.
Если кто-нибудь из вас не будет обладать знаниями, то пусть не стесняется постигать знания. А также пусть не стесняется говорить в ответ «не знаю» тот, кто действительно не знает ответа. Поистине, терпение по отношению к делам - голова для тела. Каждый раз, когда голова отделяется от тела, портится тело. Каждый раз, когда терпение отделяется от дел, портятся дела».
После этого хазрат Гали (р.г.) сказал: «Не показать ли вам дорогу к фикху факихов?» «Да, покажи, о повелитель правоверных», - сказали они. Гали (р.г.) сказал:
«(Это путь) человека, который не обрывает надежду людей на милость Всевышнего Аллаха, не оставляет в безопасности людей от хитрости (наказания) Аллаха, а также не раскрашивает людям грехи по отношению к Аллаху. Он не пускает в рай познавших Всевышнего Аллаха, пока Аллах Сам не судит их, а также он не пускает в ад грешных, пока Аллах Сам не судит их. Конечно, самым праведным человеком этого уммата является тот, кто не находится в безопасности от наказания Аллаха».
Аллах Всевышний сказал:
«Только люди, потерпевшие убыток (думают, что) они в безопасности от хитрости Аллаха!» (Сура «Аль-Аграф», 99 аят).
Также обрывает надежду на милость Аллаха только неверующий. Аллах Всевышний сказал:
«... поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие!» (Сура «Йусуф», 87 аят).
Факих со своим иснадом передал от Язида ар-Ракаши, который сказал: «Когда человека положат в могилу, то справа от него будет стоять намаз, а на левой стороне будет закят. Честность, доверие будет для него тенью, а терпенье выиграет намаз, закят и милостыню и скажет:
«Ваш товарищ и без вас будет здоровым. Если у вас есть доказательство, очень хорошо, тогда я не нужен, но если у вас не хватит сил, я спрячусь за ним, то есть, если вы сможете освободить его от мучений, очень хорошо, но если вы не сможете, я сам смогу освободить его от наказаний». В этом известии есть доказательство тому, что терпение является самым великим деянием».
Из книги "Танбихуль гафилин"