Тема хиджаба – одна из самых обсуждаемых тем нашего времени. Действительно, но до сих пор кто-то облачается в длинные одежды по велению души, а кто-то – исключительно из соображений моды.
Как бы там ни было, в нашем многоконфессиональном обществе одетая в хиджаб соблюдающая мусульманка волей-неволей становится объектом внимания. И всё бы ничего, но... к сожалению, довольно часто приходится слышать, что представительницы прекрасного пола, одетые по правилам шариата, становятся и объектом осуждения. О причинах и путях решения этой проблемы и пойдет речь в этой статье.
В нынешних реалиях, когда всё больше и больше женщин выбирают хиджаб как основной стиль одежды, многим этот факт действительно не дает покоя. «А почему ты так укуталась?», «А тебе не жарко?», «А вот наши бабушки, так не одевались!»...
Как правило, подобные вопросы задают несоблюдающие каноны ислама женщины, причем среднего и пожилого возраста. На подобные придирки их подвигает, наверное, то, что хиджаб не соответствует их миропониманию, входя в явное противоречие с их образом жизни. Причем, необходимо отметить, что девушки в дерзком «мини» и женщины с глубоким «декольте» их мироощущение почему-то никак не раздражают...
Важно знать: Хиджаб – не крайность, а обязанность
Если совершить исторический экскурс и покопаться в учебниках, или, например, посетить национальный музей, несложно будет убедиться в том, что раньше женщины (причем, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности) облачались исключительно в длинные, просторные одежды, а головной убор был непременным атрибутом их внешнего вида.
Что касается татарских женщин (даже молодых), их вообще невозможно представить без хиджаба.
Головными уборами татарок были платки (так называемые «покрывала»), причем, более молодые использовали калфаки, а пожилые женщины-татарки завязывали платок «по-татарски», то есть под подбородком, распуская его основание вдоль спины (отмечу, что завязанные таким образом платки у пожилых татарок-мусульманок можно увидеть и сейчас). В любом случае голова татарок была покрыта, волосы, как и полагается, спрятаны.
Итак, во времена всеобщей религиозной грамотности женщины предпочитали одеваться максимально скромно и закрыто. А в некоторых источниках о «татарском» хиджабе говорится так: «Одежда их состоит из ситцевой или шелковой рубашки, доходящей до пят… и с широкими оборками по подолу. Поверх рубашки татарки носили два камзола; иногда вместо камзола надевался простой халат, который накидывался на голову и служил вместо чадры».
Таким образом, можно найти огромное количество сведений о том, что в XIX веке татарки носили широкую одежду и вручную украшенные платки, то есть максимально закрывали свое тело, а голову особенно.
А что же касается мусульман, которые жили в постсоветский период? Известно, что главной идеологией в СССР был коммунизм, и никаким другим учениям, в особенности религиозным, места в стране не было. Как сообщается в различных источниках, в 1929 году были закрыты религиозные школы и наложен запрет на преподавание исламского вероучения.
Большинство представителей духовенства не имели возможности получить хорошее религиозное образование, ведь в Советском союзе функционировало лишь одно медресе – «Мир-Араб» в Узбекистане.
В каких аятах сказано, что женщина должна покрываться?
Все это говорит о том, что мусульмане того времени не могли полноценно исповедовать свою религию. До сих пор пожилые люди рассказывают о том, как они тайком читали намаз, скрывали от общественности то, что держали пост и старались не говорить на религиозные темы. И вполне возможно, что внешний вид мусульманок того времени не соответствовал всем нормам шариата.
Дабы уберечь себя от лишнего внимания и наказания, женщинам-мусульманкам приходилось немного отклоняться от принятых норм. Однако, из их воспоминаний мы знаем, что они старались соблюдать основные положения веры, и искренне верили во Всевышнего.
В современном же мире каждый имеет свободу выбора. Носить хиджаб или нет – каждый решает сам. Однако важно помнить, что за каждый свой поступок, человек будет в ответе перед Всевышним.
А тем же, кто говорит, что не обязательно «укутываться» и носить хиджаб, чтобы верить в Творца, нужно напомнить, что просто верить в Творца недостаточно – Его нужно ещё и чтить. А почитание Бога неизменно связано с выполнением всех Его предписаний, одним из которых и является обязательное ношение женщиной хиджаба.
В Коране про хиджаб говорится так:
«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд [при виде того, на что им нельзя смотреть] и оберегали свои половые органы [от запретного]. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову, шею и грудь] и не показывают свою красоту [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук] никому, кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть [мусульманки] не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (Ан-Нур, 31).
А в следующем аяте содержится ответ для тех, кто говорит, что их бабушки полноценный хиджаб не носили:
«На пожилых женщинах, которые не надеются на замужество [и у которых уже нет потребности в браке], нет греха, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своих украшений. Но отказаться от этого лучше для них...» (Ан-Нур, 60).
Речь здесь идет о престарелых женщинах, которые не испытывают полового влечения и не пробуждают полового влечения в мужчинах, а также безобразных женщинах, которые также не пробуждают полового влечения в мужчинах. Такие женщины не совершат греха, если снимут верхнее покрывало, о котором упомянул в Своей Священной книге Всевышний.
День хиджаба: напоминание о важном предписании ислама всем современным людям
Итак, в Коране мы имеем однозначное решение относительно одежды мусульманки. Подтверждение этим аятам можно найти и в сунне нашего Пророка ﷺ. Например, в одном благословенном хадисе по поводу хиджаба говорится так:
«В Раю люди будут искать Господнего присутствия, а Аллах удостоит особой чести тех женщин, которые соблюдали нормы одежды мусульманки в земной жизни (хиджаб)».
При наличии таких явных, конкретных канонических указаний, недовольство отдельных «гражданок» в расчет, разумеется, приниматься не может.
Имам-хатыйб мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин считает, что такого рода отговорки, как «Раньше так не носили» придумывают те, кто ищет оправдание, чтобы не соблюдать предписанные положения: не носить хиджаб и не скрывать свой аурат (часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми).
«В таких ситуациях нужно оставаться спокойным и адекватно реагировать на «замечание». Ведь говорящий такие слова – неграмотный, и всего лишь пытается себя защитить. Таким можно показать исторические фотографии, где женщины завязывали даже по несколько платков (внутренний и внешний), а некоторые платки были настолько длинными, что почти касались пола…», – говорит хазрат.
Таким образом, хиджаб – это не просто одежда. Хиджаб – это внешнее проявление веры в повеления Всевышнего, наглядное подчинение Его воле.
Кроме того, хиджаб можно охарактеризовать как преданность своим религиозным убеждениям, а также как показатель скромности и достоинства женщины.
Важно знать: Перед кем мусульманка должна носить хиджаб дома?
Конечно, любая девушка сама решает – покрываться ей по всем нормам шариата или нет, однако не стоит забывать, что каждый из нас сам несет ответственность за свою «свободу» и непременно настанет День, когда мы будем возвращены к Творцу и будем держать перед Ним ответ.
Сегодня миллионы мусульманок по всему миру носят хиджаб, то есть покрывают себя по канонам ислама. Решение женщины носить хиджаб демонстрирует ее покорность Аллаху.
Для нас, мусульманок, хиджаб – это продуманная, пережитая сердцем и душой жизненная позиция. Это наша вера, это – наши отношения со Всевышним, это любовь к нашим мужьям и проявление уважения по отношению к другим мужчинам-мусульманам.
А самая главная причина, по которой мусульманки носят хиджаб заключается лишь в том, что это – выполнение повеления Всевышнего Аллаха. И всё, что мы делаем, обусловлено прежде всего стремлением к Его довольству и надеждой на Его благословение в этом мире и на райские сады в вечности.
Хиджаб и учеба: как всё совместить? (Видео)
Зилия Курамшина, студентка Российского исламского института
Фото: elements.envato.com