Этот аят был ниспослан в качестве облегчения людям
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوَاْ إِن تُطِيعُواْ فَرِيقًا مِّنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ يَرُدُّوكُم بَعْدَ إِيمَانِكُمْ كَافِرِينَ (100) وَكَيْفَ تَكْفُرُونَ وَأَنتُمْ تُتْلَى عَلَيْكُمْ آيَاتُ اللّهِ وَفِيكُمْ رَسُولُهُ وَمَن يَعْتَصِم بِاللّهِ فَقَدْ هُدِيَ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ (101)
«О, верующие! Если вы подчинитесь группе людей, которым дана Книга (и которые стараются отвратить вас от ислама), они превратят вас в неверующих после того, как вы уверовали. Как вы можете не верить, когда вам читают аяты Аллаха, и среди вас Его Посланник? Кто крепко держится за (религию) Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь» Алю Имран, 100-101).
Помимо риваята, в котором сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении Ауса ибн Кайзи и Джаббара ибн Сахра, поддавшимся на подстрекательства Шаса ибн Кайса, имам Табери также приводит другой риваят, переданный от Судди, в котором сообщается, что эти аяты были ниспосланы в отношении Салябы ибн Ганама аль-Ансари.
О ком в суре Алю Имран сказано «сошедшие с пути»?
Говорится, что данный аят был ниспослан в отношении тех, кто, совершив иртидад (вероотступничество), вместе с Харисом ибн Сувейдом, не раскаялись в содеянном и остались в Мекке будучи неверующими после того, как Харис вернулся в Медину и вновь принял ислам.
Между Салябой и группой ансаров имел место конфликт. Один человек из племени Бану Кайнука стал распространять интриги и сплетни между ними. В конце концов конфликт приобрел настолько серьезный масштаб, что племена Аус и Хазрадж взялись за оружие. Еще немного и они начали бы убивать друг друга. И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты (Табери, Джамиуль-Байан, 4/17).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ (102)
«О, верующие! Бойтесь Аллаха (выполняя Его повеления и избегая того, что Он запретил) как должно Его бояться и умирайте, только будучи мусульманами (то есть придерживайтесь ислама так ревностно, чтобы быть верующими в момент, когда вас настигнет смерть)!» (Алю Имран, 102).
В соответствии с риваятом, переданным Ибн Абу Хатимом от Саида ибн Джубайра, когда был ниспослан аят «О, верующие! Бойтесь Аллаха (выполняя Его повеления и избегая того, что Он запретил) как должно Его бояться...», то мусульманам это показалось очень тяжелым, они стали проводить все ночи напролет в поклонении. Они совершали так много намазов, что их ноги затекали, а на лбах образовались раны. И тогда в качестве облегчения Аллах Всевышний ниспослал аят «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей...» (ат-Тагабун 64/16).
Наряду с этим известным риваятом Саида ибн Джубайра, по поводу причины ниспослания этого аята также существует риваят, переданный Ибн Хумайдом, Ибнуль-Мунзиром и Ибн Абу Хатимом от Икримы, в котором сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении племен Аус и Хазрадж.
Незадолго до того, как посланник Аллаха ﷺ почтил Медину своим переездом, произошла битва дня Буас. Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, то он примирил между собой эти два племени. В связи с чем Аллах Всевышний и ниспослал этот аят (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/283).
وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعًا وَلاَ تَفَرَّقُواْ وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ (103)
«Вы все держитесь крепко за религию Аллаха и не разделяйтесь. Помните о милости Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сплотил вас, и вы по милости Его стали братьями. Вы были на краю огненной пропасти, а Он спас вас от нее. Таким образом Аллах объясняет вам Свои аяты, чтобы вы пошли верным путем» (Алю Имран, 103).
Когда был ниспослан этот аят, идолы упали в земной поклон
«Аллах свидетельствовал, что нет бога (достойного поклонения), кроме Него, а также ангелы и обладатели знания (свидетельствовали об этом). Он поддерживает справедливость. Нет бога, кроме Него, Достойного, Мудрого» (Алю Имран, 18).
В риваяте, переданном Ибнуль-Мунзиром от Мукатиля ибн Хаййана, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении двух человек из числа ансаров, один из которых принадлежал племени Аус, а другой был из племени Хазрадж. Во времена джахилии (невежества) эти два племени постоянно конфликтовали между собой, и зачастую эти конфликты носили вооруженный характер. Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, то он помирил эти два племени.
Однажды после этого, находясь в одном собрании эти два человека из разных племен стали хвастаться друг перед другом, затем они стали ругаться и оскорблять друг друга, в итоге дело дошло до того, что представители этих двух племен направили свои копья друг на друга. И вот по этому поводу был ниспослан данный аят (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/287).
Фото: shutterstock.com.
Читайте также:
-
Почему Всевышний Аллах называет Пророка Мухаммада (ﷺ) «Хабиб» (любимый), а Пророка Ибрахима (а.а.) «Халиль» (друг)?
Вопрос:
Почему Всевышний Аллах называет Посланника (ﷺ) «Хабиб» (любимый), а Пророка Ибрахима (а.а.) «Халиль» (друг)?
-
Роль шейх уль-ислама в Османской империи
В Османской империи было два важнейших государственных поста – великого визиря и шейхуль-ислама. Великий визирь управлял страной, а шейхуль-ислам был лидером «ученого сообщества» (ильмие) членами которого были, прежде всего, улемы. В Османской империи представители ильмие занимались образованием, вопросами законодательства, занимали важные чиновничьи должности в государственном аппарате.
-
Знания – благо Аллаха
Понимание религии – для чего Всевышний Аллах создал человека, почему мы должны поклоняться только Ему и исполнять Его требования, как мы должны жить – это основа поклонения. Понимание же обязательно подразумевает под собой знание. Аллах дарует такую ценность как знание лишь тем, кому желает блага. Без знаний мы никогда не сможем осознать даже тысячную долю всех благ, что Аллах сулит правоверным мусульманам.
-
Что в Коране говорится о богатстве и бедности?
«Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе. но те, которым дано преимущество не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными. Неужели они отрицают милость Аллаха?» (Коран; 16,71. Перевод Крачковского)
-
Можно ли восполнять пропущенный пост зимой, когда дни короче?
Можно ли восполнить уразу зимой, если Рамазан был летом? Будет ли это правильным?
-
Всевышний разделил милосердие на 100 частей, 99 из которых оставил у Себя
Факих (р.г.) со своим иснадом передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Аллах Тааля разделил милосердие на сто частей. Девяносто девять частей оставил у Себя и одну часть ниспослал на землю, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, (в том числе и) лошади, которые поднимают свои копыта (повыше и удаляют) их от своих детёнышей, опасаясь задеть их».
-
Три человека, которым не будет оказано милости в Судный день
Есть хадисы, где подчеркивается, что есть определенные категории людей, которые будут особенно лишены милости Всевышнего в Судный день; Он не посмотрит на них «взглядом милости», не очистит их и не заговорит с ними...
-
Что будет с тем, кто не совершал намаз, не постился, но верил в Бога?
Если человек не совершал намаз, не постился, не совершал ни одно из этих деяний, спасет ли его его вера?