«И пусть не печалят тебя (о, Мухаммад) спешащие к неверию. Они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает лишить их счастья (и награды) в вечной жизни, и им – великое наказание» (Алю Имран, 176).
В соответствии с одним из риваятом, данный аят был ниспослан в отношении неверующих курайшитов. В соответствии с другим риваятом, этот аят был ниспослан по поводу мунафиков (лицемеров) (Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 9/103).
Сообщается, что группа людей приняла ислам, а затем, испугавшись многобожников, совершила иртидад (вероотступничество). Посланник Аллаха ﷺ очень огорчился из-за этого, и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
В другом риваяте сообщается, что посланник Аллаха ﷺ очень сильно переживал из-за того, что люди писания не принимали ислам.
Так как многобожники смотрели на них и говорили: «Они – люди писания, если бы это слово было истинным, то они первыми бы последовали за ним».
В связи с этим и был ниспослан этот аят (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 4/181).
«Пусть же не думают неверующие, что долгая жизнь – это благо для них. Мы даем им долгую жизнь только для того, чтобы они умножили свои грехи. И им – унизительное наказание».
В соответствии с риваятом, переданным от Мукатиля, этот аят был ниспослан в отношении Мекканских многобожников. А в соответствии с риваятом, переданным от Ата` данный аят был ниспослан в отношении иудеев (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 4/135).
«Аллах не оставит вас (о, люди) в таком положении, пока не отделит дурного от хорошего. И Аллах не дарует вам сокрытое знание, однако Аллах выбирает своими посланниками, кого пожелает (и им открывает некоторые тайны через откровение). Уверуйте же в Аллаха и Его посланников! Если вы уверуете и будете богобоязненны, то вам – великая награда».
Читайте также: Ислам – религия любви
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что некоторые люди сказали: «Если Мухаммад действительно правдив, то пусть сообщит нам о том, кто действительно является верующим, а кто неверующим». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Табери, Джамиуль-Байан, 4/125).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, этот вопрос немного раскрывается: «Курайшиты сказали: «О, Мухаммад! Ты говоришь, что те, кто примет твою религию, войдут в Рай, и Аллах будет доволен ими, а те, кто не примут твоей религии, окажутся в Аду и Аллах будет разгневан на них. Не так ли? Тогда сообщи-ка нам, кто уверует в тебя, а кто не уверует».
И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил: «Как Адаму (а.с.) было показано его потомство, так и мне была показана моя община, и мне было сказано, кто из них уверует, а кто не уверует».
Мунафики (лицемеры), издеваясь над этими словами посланника Аллаха ﷺ, говорили: «Мухаммад говорит, что ему известно о том, кто уверовал в него, а кто не уверовал. Однако мы вместе с ним, но он даже не догадывается (что мы не веруем в него)» И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 93; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/510).
Асбабун-Нузуль «Причины ниспослания аятов Куръана»
Автор: профессор доктор Бадреддин Четинер