Некоторые мудрецы сказали: «Сердце (душа) живет благодаря четырем вещам: знанию, согласию, довольству, и сохранению от мира. Знание приводит к согласию, После того, как человек достигнет степени согласия, он достигнет довольства, а довольство приводит к сохранению. Зухд (отречение) - это отвращение к этому миру».
Некоторые мудрецы сказали: «Отречение от мира есть познание мира, а после этого оставление его, служение хозяину, после этого этика в служении, желание Ахирата, а после этого желание ради Ахирата».
Яхья бин Мугаз сказал: «Четырех качеств не должно быть в сердце: стремления к этому миру, печали (из-за мирского) утром, зависти к своему брату и любви к высокому положению».
Также сообщается, что Яхья сказал: «Разумный человек совершает следующие три дела: он бросает мир до того, как мир сам бросит его, он готовится к своей могиле до того, как увидеть её, и обретает довольство людей до того, как люди обратятся к нему».
Гали бин Абу Талиб (р.г.) сказал: «Тот, кто соберет в себе следующие шесть качеств, тот не оставит старания достичь рая и избежать ада. Во-первых, познание Аллаха и подчинение Ему. Во-вторых, познание шайтана и ослушание его. В-третьих, познание истины и следование этой истине. В-четвертых, познание внешней стороны и сохранение от неё. В-пятых, познание этого мира и оставление его. В-шестых, познание Ахирата и желание его».
Джагфар бин Мухаммед передал от своего отца, он от своего деда, а он от Посланника Аллаха (с.г.в.), который сказал: «О Гали, четыре вещи от зла: затвердение глаза, то есть неплачущий глаз, чернота сердца, любовь к этому миру и большие надежды (на будущее)».
Передано, что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Если бы мир этот для Аллаха был равен хотя бы комариному крылу, то Он не дал бы неверующему сделать и глотка воды».
Шахр бин Хаушаб (р.г.) передал от Габдурахмана бин Гусмана, который сказал: «Однажды ночью после утреннего намаза Посланник Аллаха (с.г.в.) вышел в путь. Около свалки одного племени он (с.г.в.) увидел козленка, на коже которого ползали черви. Посланник Аллаха (с.г.в.) посмотрел на этого козленка, остановил своего верблюда, так что даже остановились люди, и сказал:
«Видите ли вы хозяев этой свалки? Они не нуждаются в своем козленке, так как он для них осрамлен. Клянусь Тем, в Чьих руках душа Мухаммада, конечно, мир этот ещё ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для своих хозяев!»
Передано, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Мир этот - тюрьма для верующего, могила для него крепость, а рай его убежище. Мир этот - рай для неверующего, могила для него тюрьма, а ад - его убежище».
Факих (р.г.) сказал: «Смысл слов Посланника Аллаха (с.г.в.) «мир этот - тюрьма для верующего» в следующем: поистине, даже если верующий в этом мире живет в богатстве, то по сравнению с благами Аллаха Тааля в раю он как будто живет в тюрьме, так как когда верующий покинет этот мир, то ему покажут рай. Каждый раз, когда верующий посмотрит на почетное место,которое уготовил Аллах, он познает, что жил в тюрьме.
Поистине, когда неверующего настигнет смерть, то ему покажут ад, и каждый раз, когда он посмотрит на наказания, которые уготовил Аллах,: он познает, что жил в раю. Разумный человек не будет радоваться жизни в тюрьме и не будет желать наслаждения. Разумный человек должен смотреть на этот мир и на примеры в нем, размышляя о них, ибо Аллах показал примеры в этом мире. Также Пророк (с.г.в.) и мудрецы показали в этом мире примеры. Все раскроется при помощи примеров».
Из книги "Танбихуль гафилин"