В наше время каждому мусульманину, независимо от уровня религиозности или религиозных знаний, известно, что Ислам представляет собой социально ориентированную религию, стремящуюся создать крепкое и здоровое мусульманское общество – Умму. По замыслу Всевышнего Творца, религия должна послужить объединяющим фактором полиэтнического и мультикультурного общества мусульман и превратить его в Умму. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Нет преимущества для араба, над неарабом. И нет преимущества для неараба над арабом. Нет преимущества для белого над черным, черного над белым, кроме как на основе богобоязненности».
Сегодня приходится сталкиваться с таким явлением как тафиризм, где на основе каких либо субъективных оценок и выводов, одни люди начинают обвинять в неверии или так сказать в куфре других. Зачастую это преходит в сведение личных счетов, где одни используя свое положение и всеобщее невежество, расправляются со всеми неугодными и неудобными для них людьми. Но это явление зародилось не сегодня, и, к сожалению, было еще вчера.
Тот, кто занимается такфиром лишен нравственности Корана, и не смотрит на других взглядом милости, то он является пленником своего нафса. Вместо того, чтобы усердствовать на пути распространения религии Аллаха, и стараться исправить какой либо народ, эти люди выбирают путь обвинения всего этого народа в неверии. Таким образом, эти люди взращивают в своих сердцах высокомерие, считая себя «особенными».
Идеология хариджизма расходится с вероучением традиционного ислама во многих фундаментальных вопросах. Прежде всего, это отклонение в правилах такфира. Так, по мнению хариджитов, мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и признается неверным, которого необходимо жестоко наказать. То есть такфир для раскольников является узаконенной формой террора. Такие понятия как такфир, шахид, джихад в политической лексике приобрели негативную окраску, а их истинное значение оказалось извращенным именно из-за действий хариджитов.
Как приводится от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«Никто не может (не имеет права) называть другого человека грешником. Также не может называть кого-то неверным. Так как, если он назовет кого-нибудь грешником или неверным, но тот человек таковым не является, то эти качества непременно вернутся тому, кто это сказал».
Однако как показывает практика, истинные представители ахли-сунны, оставившие свой яркий след в истории ислама и человечества, опасались подобных выражений относительно тех, «чья кыйбла была Каабой».
Хариджты, по своему ошибочно истолковавшие аят Священного Корана: «Вся власть [в том числе и управление всем тем, что происходит на планете Земля] принадлежит Богу. Он раскрывает вам истину. Он — лучший, кто ставит разделительную черту [определяя, что верно, а что ошибочно; обозначая, где правда, а где ложь; прямой ли это путь или же отход от него; греховно ли это или праведно]» (сура аль-Анам, аят 57) обвинили благословенного Али и Муавию в неверии, из-за того, что они решили положить конец противоборству в суде.
Но, примечательно, что остальные мусульмане даже в этих условиях опасались поддаться гневу и обвинить тех в неверии. Так, сам Али (р.а.) не переставал видеть в них, пусть заблудших, но мусульман и всячески опасался отплатить им их же монетой.
Когда сторонники такфиризма попадали в плен, а потом раскаивались в содеянном, их не подвергали пыткам или каким-либо материальным наказаниям, ибо сахабы этого никогда не делали. Об этом писал и Зухри.
Сегодня традиции хариджитов, благодаря стараниям некоторых сил и невежеству, ожили с новой силой. В мире опять слышны обвинения в такфире, призывы убивать всех кто «против», а «против», все кто «не с ними». Но это путь хариджитов, заблудших и отошедших от истины. Пусть Аллах дарует нам свою милость, и сохранив нам здравый рассудок, покажет нам путь истинных ахли-сунна, которые на сотворенное зло отвечали лишь благом, не уподобляясь этому же злу.
Islam-Today