Что делать, если утратили надежду на милость Аллаха?
Также как уверенность в своей безнаказанности является куфром, точно так же является куфром и утрата надежды на милость Аллаха.
Противоположностью этого является надежда, подразумевающая радость и успокоение от знания того, что милость и щедрость Аллаха безграничны.
Причиной возникновения этого состояния является осознание того, что Аллах Всевышний обещал нам великую награду даже если у нас не будет благодеяний и заступников, и наделил нас такими огромными благами несмотря на то, что мы не заслуживаем их. А также необходимо постоянно помнить о том, что милость и милосердие Аллаха Всевышнего превосходят Его гнев.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ
«Скажи (о Мухаммад) Моим рабам, которые навредили себе чрезмерностью (своих грехов): «Не теряйте надежду на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, ведь Он – Прощающий (даже неверие тем, кто покаялся в нем до смерти), Милующий (Своих рабов)»» (аз-Зумар 39/53).
وَإِنَّ رَبَّكَ لَذُو مَغْفِرَةٍ لِّلنَّاسِ عَلَى ظُلْمِهِمْ
«Поистине, твой Господь – обладатель прощения для людей, несмотря на их зло (и греховность)» (ар-Рад 13/6).
3 вида неверия в исламе
Неверие – противоположность имана (веры) – самый тяжкий грех, который может совершить человек. Неверующий не признает ценности ислама или отдельные его аспекты и выходит из религии. Неверие (куфр) делится на три вида.
В хадисе, переданном от Ибн Масуда (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَيَغْفِرَنَّ اللَّهُ تَعَالَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَغْفِرَةً مَا خَطَرَتْ قَطُّ عَلَي قَلْبِ أَحَدٍ حَتَّي اِنَّ اِبْلِيسَ لَيَتَطَاوَلُ رَجَاءَ أَنْ تُصِيبَهُ
«В судный день Аллах Всевышний проявит такое прощение, которого никто не смог бы даже представить, что даже шайтан поднимет голову в надежде, что что-то из этого прощения и милости коснется и его» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 3/168 (№ 3022).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (р.а.) говорится:
اِنَّ اللَّهَ تَعَالَى لَمَّا قَضَي الخَلْقَ كَتَبَ عِنْدَهُ فَوْقَ عَرْشِهِ (اِنَّ رَحْمَتِي سَبَقَتْ غَضَبِي)
«Поистине, когда Аллах Всевышний сотворил созданных, то Он записал у себя над Аршем: «Моя милость опережает Мой гнев» (Бухари, Бадуль-Халк, 1; Муслим, Таубу, 14).
В другом риваяте этого хадиса говорится: «Моя милость превосходит мой гнев».
Так же передается от Абу Хурайры (р.а.), который рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:
جَعَلَ اللَّهُ الرَّحْمَةَ مِأَةَ جُزْئٍ فَأَمْسَكَ عِنْدَهُ تِسْعَةً وَ تِسْعِينَ وَ أَنْزَلَ فِي الْأَرْضِ جُزْأً وَاحِدًا فَمِنْ ذَلِكَ الْجُزْءِ يَتَرَاحَمُ الْخَلَائِقُ حَتَّي تَرْفَعُ الدَّابَّةُ حَافِرَهَا عَنْ وَلَدِهَا خَشْيَةَ أَنْ تُصِيبَهُ
«Аллах разделил милость на сто частей. Девяносто девять из них Он оставил у себя, а оставшуюся одну часть низвел на землю. Благодаря этой одной части, все созданные проявляют милосердие друг к другу. Даже животные поднимают ноги, из страха затоптать своего детеныша» (Бухари, Адаб, 19; Муслим, Тауба, 4).
В риваяте Муслима имеется следующее дополнение:
وَ أَخَّرَ اللَّهُ تَعَالَى تِسْعَةً وَ تِسْعِينَ رَحْمَةً يَرْحَمُ اللَّهُ بِهَا عِبَادَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Аллах Всевышний отделил (оставил у Себя) девяносто девять частей милости, чтобы в судный день оказать ее своим рабам» (Муслим, Тауба, 4).
Борьба между иманом и неверием
Каждый может уверовать или не уверовать по своему усмотрению. В борьбе веры с неверием, истины с ложью человек может выбирать любую сторону. Всевышний Аллах всегда восхваляет уверовавших и порицает неверующих, но не вмешивается в свободный выбор человека в этом вопросе.
Абу Аййуб аль-Ансари (р.а.) находясь на смертном одре, говорил: «Я скрывал от вас один хадис, услышанный мною от посланника Аллаха ﷺ, чтобы рассказать вам его позже. Но теперь смерть схватила меня за ворот… Я слышал как посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَوْ لَا أَنَّكُمْ تَذْنِبُونَ لَذَهَبَ اللَّهُ بِكُمْ وَ خَلَقَ خَلْقًا يُذْنِبُونَ فَيَغْفِرُ لَهُمْ
«Если бы вы не совершали грехи, то Аллах Всевышний истребил бы вас, а затем создал бы рабов, которые совершали бы грехи (потом каялись бы) и Он прощал бы их» (Муслим, Тауба, 2).
Имам Биргиви «Тарикату мухаммадиййа. Путь Ахлю-Сунна»
Фото: shutterstock.com
Читайте также:
-
Грех не выводит мусульманина из веры
«Грешники из уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, являются верующими и не являются кяфирами».
Имеется в виду, что человек не впадает в неверие из-за самого факта совершения греха. Если человек пьет спиртное, он из-за этого не становится кяфиром, пока не начинает считать это дозволенным. В отношении грехов у мусульман Ахлю-с-Сунна имеется иджма (единогласное мнение ученых), что совершение грехов не делает человека неверным.
-
Что такое День Ашура?
Днем Ашура называют десятый день...
-
Может ли дуа изменить судьбу?
С одной стороны, верующий должен верить, что судьба каждого уже предопределена и неизбежна, с другой стороны, взывания и мольбы к Всевышнему могут изменить происходящее. Возникает вопрос, может ли дуа изменить судьбу?
-
6 важных суннат-намазов, которыми мы столь часто пренебрегаем
1. Сунна-намазы совершаемые до или после фард-намазов (то есть связанные с фард-намазами). Эти намазы называются «Сунна-раватиб».
-
Пиявки, гомеопатия и йога: нетрадиционная медицина с точки зрения ислама
Каждому из нас знакома ситуация, когда в случае болезни человек готов отдать любые деньги, поверить любому шарлатану, который пообещает скорейшее и полное выздоровление. Кто-то доверяет врачам, а кто-то ищет спасения у народных целителей. Где та грань, которая позволит отделить народную медицину от шарлатанства?
-
Что будет с мусульманином, который не умеет прощать?
-
"Селим-пьяница!": недостойные прозвища и клевета на султанов Османской империи
Невежественные люди, не без помощи врагов падишаха, связали это событие с богобоязненностью Султана Сулеймана и якобы пристрастием к алкоголю Султана Селима ll. По причине чего он, якобы, отменил запрет отца...
-
Почему верующим мужчинам не стоит носить шорты?
Некоторые мусульманские мужчины считают, прикрытие минимального аурата достойным обликом мусульманина. Однако так ли это на самом деле?