Существует ли хадис: «Девятьсот девяносто девять людей из тысячи войдут в Ад, и лишь один из них окажется в райских садах»? И как следует его интерпретировать?
Да, этот хадис присутствует в первую очередь в сборнике хадисов аль-Бухари и в других источниках достоверных хадисов.
По этому поводу передается от Абу Са‘ида аль-Худри (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Аллах скажет в Судный день: «О, Адам!» Адам откликнется: «Вот я перед Тобой и готов служить Тебе, и все благо в Твоей власти! (Ляббайкя, ва са‘дайкя валь-хайру фи йадайкя)».
Аллах скажет: «Выведи тех, кому суждено оказаться в огне!» Адам спросит: «А сколько их?» Аллах ответит: «Девятьсот девяносто девять из каждой тысячи». И поседеют дети, и каждая беременная тут же родит, и увидишь ты людей (будто) пьяными, хотя пьяными они не будут, и наказание Аллаха будет суровым! («В тот день, когда вы увидите его, кормящая мать (от ужаса) забудет о том, кого она кормила, а беременная женщина тут же родит. Ты увидишь людей пьяными (от страха), но они не будут пьяны (от вина). И наказание от Аллаха будет суровым» («Аль-Хадж», 22:2).)
Люди спросили: «О, Посланник Аллах, а кто из нас будет тем единственным, кто спасется от огня?» Пророк ﷺ ответил: «Радуйтесь, ибо один будет из вас, а тысяча – из (народов) Йаджудж и Маджудж!» Затем сказал: «Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, я надеюсь, что вы составите четверть обитателей Рая!»
И мы воскликнули: «Аллах велик!» Потом Пророк ﷺ сказал: «Я надеюсь, что вы составите треть обитателей Рая!» И мы воскликнули: «Аллах велик!» Потом Пророк ﷺ сказал: «Я надеюсь, что вы составите половину обитателей Рая!» И мы воскликнули: «Аллах велик!»
А потом Пророк ﷺ сказал: «Но по сравнению с другими людьми вы подобны всего лишь черному волоску на шкуре белого быка или белому волоску на шкуре черного быка» (Аль-Бухари, Тафсир: 234, №4464, 4/1767.)
Слова, которые упоминаются в формулировке вопроса, буквально присутствуют в хадисе. Также из этого хадиса становится понятно, каким образом следует его интерпретировать.
После того, как был сотворен этот мир, количество мусульман из числа людей всегда было невелико по отношению к неверующим из всего сотворенного и того, что будет еще сотворено в будущем.
По этому поводу Всевышний Аллах сказал:
«И предположение Иблиса касательно них оказалось верным: они последовали за ним, за исключением группы верующих» (Саба, 20).
Этот вопрос также подтверждается словами, которые приводятся в конце хадиса: «Но по сравнению с другими людьми вы подобны всего лишь черному волоску на шкуре белого быка или белому волоску на шкуре черного быка».
Мусульманские ученые также сказали по этому поводу: «Многочисленность неверующих свидетельствует о большой величине искупления для спасения благочестивых рабов».
Также передается от Анаса ибн Малика (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, эта умма вызывает чувство сострадания, их наказание (избавление от него) находится в их руках. Когда наступит Судный день, каждому мусульманину дадут в распоряжение одного многобожника и скажут: «Вот, это – твое искупление от Адского огня. После этих слов этот человек схватит неверующего за челку, бросая его в Адское пламя, и получит свое спасение от Ада)» (Ибн Маджа, Зухд: 34, №4292, 2/1434).
Также по этому поводу передал отец ‘Умара ибн ‘Абдуль‘азиза ‘Абдуль‘азиз ибн Марван аль-Амави (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«При смерти каждого мусульманина Всевышний Аллах непременно вместо него разместит одного иудея или христианина в Ад».
Даже ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз (р.а.), давая клятву отцу словами: «Именем Аллаха, у Которого отсутствуют сотоварищи», заверил, что услышал эти слова от Посланника Аллаха ﷺ» (Муслим, Тауба: 8, №2767, 4/2119).
Все фото: shutterstock.com