Как сказано в одном предании, когда пророк Ибрахим (а.с.) был готов принести в жертву своего сына, Аллах не дал ножу резать, закрыв горло Исмаила (а.с.) медным листом, а затем сказал: «О, друг Мой! У тебя не хватило сил резать, несмотря на остроту ножа и наличие в тебе силы пророчества. А между тем, любой му'мин в силах растопить горы, благодаря той силе, которая дарована ему Всевышним». Аллах показал здесь Своему другу, каким могуществом и силой Он обладает. Недаром Всевышний в Судный день заставит верующих ненадолго заглянуть в Ад и сожжет там все их грехи, а самих оставит невредимыми. Передают, что пророк Ибрахим (а.с.) попросил Аллаха: «Йа Рабби! Покажи мне, как ты оживляешь мертвых». Всевышний согласился и показал, но после этого велел:
«Теперь и ты, Ибрахим, убей живого. Я даровал тебе сына, когда ты потерял всякую надежду иметь детей, чтобы показать тебе, как Я исполняю желания потерявших надежду. Ты привязался сердцем к нему, и Я велел тебе принести его в жертву, чтобы ты прервал сердечную привязанность к нему и чтобы понял, что передо Мной неприемлема такая привязанность к другому. Ты был готов его зарезать. И тогда Я отправил из Рая барана в качестве жертвы. Знай же, что не будут лишены удела те, кто имеет дело с милостивыми».
Передают, что Исмаил (а.с.) хотел поскорее стать жертвой и поэтому сказал своему отцу: «Отец мой, исполни поскорее, что тебе велено». Ибрахим (а.с.) сказал ему в ответ: «Сын мой родимый, ты не знаешь, какую боль тебе предстоит перенести, и поэтому торопишь меня». Исмаил (а.с.) же сказал: «Отец мой! Если бы ты видел, что вижу я, то сам бы захотел стать жертвой вместо меня». Когда отец спросил: «О, свет моих очей, что же ты видишь?», сын ему ответил: «Все ангелы небес и земли глядят на тебя. А Всевышний Аллах смотрит на меня, и я страстно желаю отдать свою душу перед Его взором».
Обладатели ирфана (прозорливости) говорили, что существует восемь видов курбана:
1. Принятая, счастливая жертва. Таким было жертвоприношение Хабиля.
2. Непринятая, злосчастная жертва. Таким было жертвоприношение Кабиля. Как известно, у Хабиля были овцы, и он принес в жертву лучшую из них. С неба спустился огонь и забрал жертву Хабиля, а жертву Кабиля не взял. От ревности и злости Кабиль убил своего брата. Хабиль стал первым шахидом. За каждого мученика за веру, которые погибнут до Судного дня, ему запишется воздаяние. Кабиль же стал первым убийцей.
3. Курбан, принесенный Абдул Мутталибом за Абдуллаха.
4. Курбан сострадания, которого Посланник Аллаха (с.г.в.) резал за свою умму.
5. Курбан достоинства и пользы, которую люди, совершающие хадж и умру, приносят в Мине.
6. Курбан любви и милости. Именно такие жертвоприношения совершает эта умма.
7. Курбан влюбленных в Аллаха с целью полюбить еще сильнее. К примеру, Малик бин Динар рассказывал: «Однажды путешествуя по пустыне я встретил одного юношу, который читал намаз под финиковой пальмой. Я подошел к нему и приветствовал его. Он ответил на мое приветствие, затем собрал немного фиников и отдал их мне. «Эй, юноша! Я хочу стать твоим спутником», - сказал я ему. «О, Малик, ты не выдержишь путешествие со мной», - ответил молодой человек. Я расстался с ним и прибыл в Мекку. Того юношу я снова увидел в Мине, когда он читал намаз в мечети Аль-Хиф. Он завершил свой намаз, поднял руки и произнес ду'а: «Божественный! Каждый принес свою жертву. У меня же нет ничего, что можно принести в жертву, кроме собственной души. Я хочу принести ее в жертву и этим приблизиться к Тебе». Он засунул палец себе в горло и отдал Всевышнему душу.
8. Этот последний вид курбана - это жертва, принесенная борцами за веру и теми людьми, которые полностью отреклись от своего нафса во имя Аллаха. Исполняя повеление: «Умрите еще до наступления смерти», они убили свой нафс-аммара ради Всевышнего.
Из книги "История Пророков"