Религия ислам побуждает нас к подчинению повелениям Творца и оставлению всего, что Он запретил. Совершение запретных поступков негативно сказывается на нашей вере, а без покаяния и сожаления человек может прийти к гибели.
В исламе грехи делятся на две основные категории: малые и большие. Малые грехи по милости Всевышнего Аллаха прощаются нам по причине наших добрых поступков и поклонения. Большие же грехи требуют покаяния и не прощаются благодаря хорошим поступкам.
Есть множество греховных деяний, которые считаются тяжкими. Ученые имеют разногласия относительно того, сколько же всего есть великих грехов. Кто-то называет число 55, другие утверждают, что их больше семидесяти или ста.
Самыми тяжелыми, по мнению богословов, являются те грехи, которые Пророк (с.а.с.) назвал губительными. В достоверном хадисе посланник Аллаха (с.а.с.) рассказал о семи губительных грехах, которые по своей тяжести идут вперед всех остальных грехов:
«Избегайте совершения семи губительных грехов: поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, поедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном» (аль-Бухари и Муслим).
Два из этих грехов, многобожие и колдовство, являются самыми тяжкими по той причине, что совершающий их человек не может называться мусульманином. О тяжести многобожия достаточным указанием являются слова Всевышнего Аллаха:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (ан-Ниса, 48).
Насчет колдовства же Аллах говорит:
«Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман (Соломон) не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне – Харуту и Маруту» (аль-Бакара, 102).
Колдовство, на первый взгляд, кажется менее тяжким, чем многобожие. Однако одним из главных условий для занятия колдовством является неверие и ненависть к религии Аллаха. Поэтому, как многобожие, так и колдовство не прощаются человеку, если только он не примет ислам и не покается в них.
Даже если убийство, как и последующие ниже грехи, и не выводит человека из религии Аллаха, оно все равно является тяжким, губительным грехом, за которое Всевышний обещает суровую кару.
Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если два мусульманина сойдутся в бою, скрестив свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду».
Услышав это, Абу Бакр (р.а.) спросил: «О, посланник Аллаха, будет справедливо, если туда попадёт убивший, но почему же и убитый?» Он ответил: «Ведь и он хотел убить своего товарища!» (аль-Бухари и Муслим).
В этом хадисе Пророк (с.а.с.) явно дал понять, что наказанием за убийство человека является адский огонь. Особенно тяжко убийство верующего человека, ведь Пророк (с.а.с.) изрек: «Убийство верующего более тяжко пред Аллахом, чем исчезновение этого мира» (ан-Насаи).
Риба (ростовщичество) является грехом, который, согласно словам Пророка (с.а.с.), достоин проклятия Аллаха. Джабир ибн Абдуллах (р.а.) рассказал:
«Посланник Аллаха проклял ростовщика, того, кто берёт у него в долг, писца, (делающего запись), и обоих свидетелей их сделки и сказал: «Они ничем не отличаются друг от друга» (Муслим, Ахмад).
Ростовщичество бывает разных видов, каждый из которых больше по тяжести другого: «Поистине, грех ростовщичества делится на семьдесят два вида, самый меньший из которых подобен греху совокупления мусульманина со своей матерью» (ат-Табарани).
Сироты, оставшиеся на опеке своих родственников или чужих людей, заслуживают милосердного отношения к себе. Люди, которые берут на опеку сирот, должны беспокоиться об их благополучии и воспитании, а также бережно относиться к их имуществу:
«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (аль-Исра, 34).
Бесправное и несправедливое поедание имущества сироты является великим грехом, которым человек призывает на себя гнев Аллаха. Всевышний сообщил о том, что совершающие данный грех, будут гореть в пламени Ада:
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (ан-Ниса, 10).
Посланник Аллаха (с.а.с.) назвал оставление поля битвы великим, губительным грехом. Аллах велел мусульманам быть стойкими перед лицом врага:
«О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной. Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (аль-Анфаль, 15-16).
Всевышний Аллах защитил честь верующих женщин, ниспослав:
«Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами» (ан-Нур, 4).
Для такого дела, как обвинение человека в прелюбодеянии, необходимо наличие четырех свидетелей, которые видели, как обвиняемые вступают в запретную связь. Если человек явно видел, как произошло прелюбодеяние, без трех других свидетелей он не имеет права выносить это дело на суд людской. Наказанием за подобное обвинение без четырех свидетелей являются восемьдесят ударов плетью.
В исламе есть множество других смертельных грехов, как, например, распитие спиртного, которые также заслуживают проклятия Аллаха и Его наказания. Однако в данном хадисе Пророк (с.а.с.) выделил именно эти семь грехов, указывая на степень их тяжести и губительности. Да убережет нас всех Аллах от зла нашего нафса и от ослушания Всевышнего Аллаха!
Islam-Today