4 условия полноценного покаяния

Человек по натуре своей склонен совершать ошибки. Он не ангел, поэтому, будучи подверженным соблазну, человек неспособен полностью отдалиться от греха. Каждый  из нас обладает своей глубиной веры, степенью повиновения, и каждый из нас в той или иной мере имеет набор своих слабостей, ошибок и грехов. Поэтому никто, кроме пророков, не защищен от совершения греха.

Аллаху известны и благие качества человека, и его слабости. После сотворения человека, ангелы обратившись к Всемогущему Аллаху, выразили беспокойство по поводу того, что представители людского рода будут сеять семена раздора на Земле, ослушаются создателя  Создателя и очернят себя  греховными деяниями. Однако Великий и Мудрый Аллах прекрасно зная об этом, заложил в человека склонность к совершению греховных деяний, но в то же время Милостивый и Милосердный Творец наделил его чувством раскаяния, чтобы совершив ошибку, человек мог исправить ее.

Существует множество аятов и хадисов, указывающих  важность раскаяния в Исламе. И история знает примеры, когда по Милости Аллаха были прощены даже те, кто совершил очень тяжкие грехи.

Каждый человек должен задаться вопросами, как совершить покаяние, как достичь того, чтобы моления были приняты Аллахом и как, с помощью Божественной Милости, очистить душу от грехов. Ответы на данные вопросы кроются в смысле слова «покаяние».

Покаяние — это осознание совершенных ошибок и раскаяние в них перед Всемогущим Аллахом. Это чувство стыда перед Аллахом за совершение деяний и поступков, запрещенных Всевышним Творцом. Это душевный плач человека, его душевные переживания, искренние и от всего сердца, а не просто произнесенное слово «прости», не имеющее за собой крепкую основу в виде раскаяния. 

Имам Ахмада бин  Ханбал  в своем «Муснаде» приводит хадис, в котором со слов Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее: «Горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная (что совершают грех)!».

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».

Сообщается также, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Можно считать, что лжёт тот, кто говорит: «Прошу прощения у Аллаха», а потом возвращается (к тому, что он делал)».

4 условия покаяния

Для полноценного покаяния необходимо исполнение четырех условий:

  1. Ощущение чувства раскаяния.

Неслучайно первым условием покаяния является ощущение чувства раскаяния человеком, совершившим греховный поступок, то есть чувства огорчения по поводу совершенной ошибки.

Однажды рано утром шайтан разбудил омеядского халифа Муавийю. Муавийа спросил его: «Кто ты?». Он очень удивился, когда услышал в ответ: «Шайтан». Халиф подумал про себя, что здесь произошла какая-то ошибка и сказал: «Ты осознаешь то, что делаешь? Ты разбудил меня на утренний намаз». Шайтан ответил: «Да», и продолжил: «Вчера утром я ввел в заблуждение одного друга Аллаха, он опоздал на утренний намаз. Проснувшись, он так огорчился, что Аллах простил ему и нынешние, и будущие грехи. Я побоялся, что тоже самое может повториться и с тобой, поэтому разбудил тебя вовремя». Иногда в процессе покаяния прощается не только один грех, но и все грехи, совершенные в прошлом. Действие покаяния зависит от чувства раскаяния, степени огорчения и цены, которую заплатили за тот или иной грех.

Покаяние очищает сердце от греха. И как сказал Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Аллаха) в своем хадисе: «Каждый грех, совершенный мусульманином, образует на сердце черное пятно. Если человек покается, то данное пятно исчезнет. Если же не покается и продолжит совершать грехи, то пятно увеличится и покроет все сердце».

Поистине разумен тот верующий, кто совершив греховный поступок, с помощью покаяния немедленно очищается от него. Умнее же его тот, кто постоянно контролирует себя и избегает совершения греха. А еще умнее их тот, кто постоянно делает добро и тем самым не оставляет время и возможность для совершения греха.

  1. Обещание не повторять более совершенную ошибку и проявление максимального усердия для этого.

То есть, избежание повторения греховных поступков является вторым условием раскаяния человека, усердие и старание ее не повторять, не возвращаться к ним, как бы тяжело не было. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал как-то: «Человек, умоляющий Аллаха о прощении его греха, но совершающий его повторно, подобен тому, кто насмехается над Аллахом».

А теперь представьте себе, что кто-то из числа ваших знакомых сделал вам нечто неприятное, а затем попросил у вас за это прощения. Через некоторое время он  вновь повторил свой проступок по отношению к вам и снова попросил прощения, и так несколько раз. В итоге, каким бы вы не были великодушным, ваше терпение будет исчерпано, и вы скажете ему: «Ты что смеешься надо мной?!»

Исходя из этого хадиса следует для себя определить следующее понятие - если мы совершили грех, покаялись и опять повторили тот же грех, то, в этом случае мы, уже не имеем морального права продолжать совершать подобный грех и вновь каяться, потому что это будет неуважением к Аллаху.

Проявлять терпение, делать над собой усилие и просить помощи об этом у Всевышнего Аллаха, а не искать себе оправдания – вот путь искреннего верующего раба.

  1. Попросить прощения у тех, с кем человек поступил несправедливо, и попытаться исправить по возможности ошибку, дабы была восстановлена справедливость.
  2. Если это невозможно, необходимо постоянно просить Аллаха о прощении грехов своих и тех, с кем он поступили несправедливо.

Безусловно, Милость и Милосердие Всемогущего Аллаха безграничны, и искренние раскаяния от искренних рабов Аллаха несомненно будут приняты Всемогущим Творцом.

Один из ближайших сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Абу Хурайра (да будет им доволен Аллах) поведал следующую историю:

«Однажды ночью я, совершив вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)вечерний намаз, отправился в путь. По дороге встретил одну женщину. Она спросила меня: «Абу Хурайра, я совершила грех, хочу знать примет ли Аллах мое раскаяние?»

— А какой грех ты совершила?

— Я изменила мужу и убила ребенка, зачатого вне брака.

— Все безнадежно. Клянусь, что твои моления не будут услышаны Аллахом.

После этих слов женщина потеряла сознание. Я же продолжал свой путь. Я шел и думал: «Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) жив, а я решаю вместо него, неправильно поступаю». Я вернулся обратно и зашел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему про этот случай, приключившийся со мной.

Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал тогда мне в ответ: «Ты погубил и себя, и ту женщину. Как ты думаешь, на что вот эти аяты?» и прочитал следующие аяты Священного Корана: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура аль-Фуркан, аяты 68-70).

Я вскочил и отправился на поиски той женщины. Я кричал, пытаясь найти человека, который повел бы меня к той женщине. Дети, обращая внимание на мое поведение, говорили: «Абу Хурайра сошел с ума». Я все же нашел женщину и передал ей слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Женщина закричала от радости: «У меня есть сад и я, ради Аллаха и Его пророка, отдам его в качестве милостыни».

Нужно понять одну простую истину: покаяние — это не планы на будущее, а в первую очередь, сведение счетов с прошлым. Это просьба о прощении совершенных ошибок, потому что мы не можем вернуться назад во времени и не в состоянии изменить уже  что-либо. Поэтому единственным решением остаются покаяние, просьба о прощении, отдаление от греха, совершение благих дел для того, чтобы сгладить прежние ошибки.

Но если человек, сославшись на милость Аллаха, будет продолжать усердно совершать грехи, то вполне вероятно, что в итоге он может оказаться в Аду. Ибо это ни что иное, как злоупотребление покаянием и милостью Аллаха. Никто из нас не любит тех, кто злоупотребляет чем-либо и Всемогущий Аллах не любит этого тоже.

Час последнего нашего вздоха на этом свете неизвестен никому кроме Великого Творца, и будет ли возможность у нас покаяться потом?

В заключение хотелось бы привести совет  Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который был высказан им в хадисе дошедший до нас по преданию от Му’аз ибн Джабаля (да будет им доволен Аллах): «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми».

Islam-Today

Понравился материал? Репост!

Социальные комментарии Cackle