Фото: Kattecat/ elements.envato.com
Когда с Адама ‘алейхис-салям и Хаввы ниспали короны и изысканные одеяния, они увидели друг друга обнаженными и, чтобы прикрыть ‘аурат, помчались рвать листья с деревьев.
Они спрашивали разрешения у каждого дерева, но ни одно не соглашалось дать свой листочек, кроме дерева тин, т.е. смоковницы, которая выдала им четыре (по другому преданию – пять) листьев.
В Благородном Коране Всевышний Аллах говорит:
فَلَمَّا ذَاقَا الشَّجَرَةَ بَدَتْ لَهُمَا سَوْآتُهُمَا وَطَفِقَا يَخْصِفَانِ
عَلَيْهِمَا مِن وَرَقِ الْجَنَّةِ ۖ
«И когда они [немного] оба вкусили [плоды] с этого дерева, то обнажилась их нагота [они заметили свою наготу], и они стали прикрывать себя райскими листьями» (Аль-А‘раф, 22).
В «Тафсире» аль-Кади говорится, что Адам ‘алейхис-салям стыдливо ступал мимо деревьев. Виноградное дерево схватило его за волосы.
Адам ‘алейхис-салям сказал: «Отпусти меня».
Виноградное дерево сказало: «Нет, я ведь схватил тебя по велению Всевышнего Аллаха. Если я отпущу тебя, стану таким же грешником, как и ты».
В другом предании сообщается, что это было алойное дерево (уд). Уд стал таким ароматным, поскольку выполнил приказ Всевышнего Аллаха. Однако поскольку он не исполнил просьбу Адама ‘алейхис-салям, то этот аромат можно получить только с помощью огня.
Фото: elements.envato.com/ Yakov_Oskanov
В каждом дереве есть свой внутренний огонь, и если не идут дожди, и дерево не поливают, то этот огонь осушает дерево. Однако этого огня нет у алойного и виноградного деревьев. Когда Адам ‘алейхис-салям был схвачен виноградным деревом, Всевышний Аллах сказал: «Ты прячешься от Нас, о Адам?» Адам ответил: «О мой Господь, я прячусь от стыда пред Тобой».
Адам ‘алейхис-салям прокричал: «О мой Господь! Спаси меня, спаси». Всевышний Аллах вопрошал: «Где ты, о Адам?»
Адам ‘алейхис-салям сказал: «О Господь, я обнажен и был схвачен этим деревом». Всевышний Аллах изъяснил: «О Адам! Ты попал в беду по причине своего поступка».
Затем Всевышний Аллах обратился к смоковнице: «Зачем ты разрешила Адаму свои листья?» Смоковница взмолилась: «О мой Господь! Я знаю о содеянном Адамом, но также я ведаю о почете, оказанном Тобой ему».
Всевышний Аллах повелел: «За твое сострадание ты получишь чудесную награду: все деревья будут сначала цвести, а потом давать плоды, а ты будешь сначала давать плоды, а потом цвести».
Про остальные чудеса можно прочитать в тафсире «Бахру дирар», ибо не хватит времени поведать о них здесь. Также смоковнице было сказано: «Но поскольку ты сделала это без разрешения, то твой плод не будут есть, не нарвав уши». Поэтому инжир едят, срезая концы.
Фото: Ислам-тудей
Имам Са‘ляби сказал в своей книге «‘Араис»: «Из-за ослушания повеления Всевышнего Аллаха Адам ‘алейхис-салям испытал на себе десять бед:
1. Укор от Всевышнего Аллаха. В Благородном Коране говорится:
وَنَادَاهُمَا رَبُّهُمَا أَلَمْ أَنْهَكُمَا عَن تِلْكُمَا الشَّجَرَةِ
«Разве Я не запретил вам это дерево?» (Аль-А‘раф, 22).
2. С него спали райские одеяния, он стал нагим. Всевышний Аллах сказал в Благородном Коране:
بَدَتْ لَهُمَا سَوْآتُهُمَا
«Обнажилась их нагота [они заметили свою наготу]» (Аль-А‘раф, 22).
По мнению ученых, их нагота была видна только им самим, ангелы не видели их таковыми.
3. Лицо и тело Адама ‘алейхис-салям почернели.
4. Он был выведен из Рая.
5. Адам жил отдельно от Хаввы сто лет, а по другому преданию – двести.
6. Усилилась вражда между Адамом и шайтаном.
7. Был прозван грешником.
8. Шайтан стал ближе к детям Адама и их имуществу.
9. Будучи заточенным на земле, был испытан холодом, жарой и разными болезнями.
10. Претерпевал различные хлопоты и страдания в своей жизни.
Затем Аллах Табарака ва Та‘аля спросил у Хаввы: «О Хавва! Где ты?» Хавва печально произнесла: «О мой Господь, я обнажена, мне нечем прикрыть свою наготу».
Всевышний Аллах сказал: «Ты совершила ошибку, поэтому осталась обнаженной. Почему же ты подтолкнула Адама к этой беде? Ты опечалила его, он тоже стал нагим».
Хавва ответила: «О мой Господь! Я не полагала, что кто-то из Твоих творений поклянется Твоим именем, чтобы соврать».
Фото: Ислам-тудей
Всевышний Аллах сказал: «О Хавва! Выйди из Рая, мы испытаем тебя пятнадцатью бедствиями.
За этот поступок твои дочери будут подвергаться испытаниям вплоть до Судного дня. У них будут хайд и нифас.
Во-вторых, пусть вынашивают своих детей девять месяцев.
В-третьих, пусть испытывают смертные муки во время родов.
В-четвертых, пусть выжидают тягостную ‘идду.
В-пятых, пусть будут в попечительстве и покровительстве мужчин.
В-шестых, решение о разводе остается за мужьями. В-седьмых, пусть наследуют меньшую долю.
В-восьмых, пусть их свидетельство будет меньше по значимости.
В-девятых, пусть их разум будет несовершенен. В-десятых, пусть они будут иметь недостаток в религии.
В-одиннадцатых, пусть будут ограничены в приветствии.
В-двенадцатых, пусть будут лишены обязательных пятничных (джум‘а) намазов и коллективных молитв (намазов с джама‘атом).
В-тринадцатых, да не будет из их числа пророков.
В-четырнадцатых, пусть будут лишены постов правителей и наместников. В-пятнадцатых, пусть путешествие без махрамов станет для них харамом».
«Кысасуль-анбия. История пророков»