Вырванные из контекста аяты, джихад и религиозный фанатизм

Действия вербовщиков в ряды радикальных групп примитивны, но они, как правило, приводят к определенным последствиям. В религиозной плоскости вербовки в случае с исламом используются вырванные из контекста аяты Корана и изречения Пророка Мухаммада, иногда происходит спекуляция трактовками некоторых богословов.

Например, достоверное изречение из сборника аль-Бухари и Муслима: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха», воспринимается как прямое указание к боевым действиям против отказывающихся принимать ислам или просто неверных.

Хариджиты: что известно о первой секте в исламе?

Мусульманин с поверхностными знаниями об исламе и имеющий неадекватное мышление, не вспомнит о других хадисах и аятах (например, «нет принуждения в вере» (2:256)), не подумает заглянуть в толкования этого хадиса и не увидит, что, например, там сказано «мне было приказано», а не «нам или вам было приказано», и что «сражаться» не всегда означает «убивать», и что под людьми в данном хадисе имеются в виду мекканские язычники, напавшие на мусульман с оружием в руках, и соответственно у него есть свой особый исторический контекст. Также в случае и с другими подобными текстами из Корана и сунны.

Другой пример, достоверный хадис из сборников Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи, где говорится, что между человеком и неверием стоит молитва (намаз). Здесь, опять не посвященный в тонкости теологии мусульманин, может оказаться жертвой неправильного понимания. Он решит, что неисполнение молитвы является неверием или выходом из ислама, также как утверждали хариджиты.

Проблема обостряется тем, что радикал может пойти дальше после обвинения в неверии других мусульман (такфир) или принятия определённых воззрений. Он может возомнить себя, с помощью манипуляторов, уполномоченным шариата и начать применять уголовное наказание, хотя по правилам шариата эта функция принадлежит государству.

В среде мусульман распространены разные стереотипы, которые также помогают вербовщикам формировать религиозных фанатиков, а затем и экстремистов и террористов. Например, многие заблуждаются, считая, что джихад (противостояние на пути Аллаха – прим.ред.) был предписан мусульманам в Медине, то есть в мединскую эпоху истории пророка Мухаммада ﷺ.

При этом под джихадом понимают лишь так называемую священную войну. Прибавьте к этому, что в европейских языках теперь под джихадом понимают лишь военные действия мусульман за веру. На самом деле, в Медине мусульманской общине был предписан «кыталь» (сражение), в противовес агрессии со стороны немусульман, а не «джихад», который означает усердие и старание ради Аллаха.

Вообще, джихад, являясь в исламе более широким понятием, был предписан мусульманам в Мекке или в мекканский период, то есть до переселения Пророка ﷺ в Медину.

В суре «Фуркан» в 52-м аяте, который является мекканским аятом, сказано:

«Не потворствуй неверным (то есть не иди на поводу воззрений язычников) и совершай в отношении них с помощью него (то есть Корана) большой джихад» (25:52).

Это и есть аят, в котором впервые мусульманам предписан джихад, но в значении проповеди и призыва. Все историки ислама знают, что в мекканский период Мухаммад ﷺ и его сподвижники не вели ни каких боевых сражений, несмотря на угнетения со стороны мекканских язычников.

Духовная неграмотность и одиночество: как возникает религиозный фанатизм?
Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом...
25.11.2022
2362

Шагавиев Д.А.

Фото: elements.envato.com.

Социальные комментарии Cackle