Вырванные из контекста аяты, джихад и религиозный фанатизм

Вырванные из контекста аяты, джихад и религиозный фанатизм

Действия вербовщиков в ряды радикальных групп примитивны, но они, как правило, приводят к определенным последствиям. В религиозной плоскости вербовки в случае с исламом используются вырванные из контекста аяты Корана и изречения Пророка Мухаммада, иногда происходит спекуляция трактовками некоторых богословов.

Например, достоверное изречение из сборника аль-Бухари и Муслима: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха», воспринимается как прямое указание к боевым действиям против отказывающихся принимать ислам или просто неверных.

Хариджиты: что известно о первой секте в исламе?

Мусульманин с поверхностными знаниями об исламе и имеющий неадекватное мышление, не вспомнит о других хадисах и аятах (например, «нет принуждения в вере» (2:256)), не подумает заглянуть в толкования этого хадиса и не увидит, что, например, там сказано «мне было приказано», а не «нам или вам было приказано», и что «сражаться» не всегда означает «убивать», и что под людьми в данном хадисе имеются в виду мекканские язычники, напавшие на мусульман с оружием в руках, и соответственно у него есть свой особый исторический контекст. Также в случае и с другими подобными текстами из Корана и сунны.

Другой пример, достоверный хадис из сборников Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи, где говорится, что между человеком и неверием стоит молитва (намаз). Здесь, опять не посвященный в тонкости теологии мусульманин, может оказаться жертвой неправильного понимания. Он решит, что неисполнение молитвы является неверием или выходом из ислама, также как утверждали хариджиты.

Вырванные из контекста аяты, джихад и религиозный фанатизм

Проблема обостряется тем, что радикал может пойти дальше после обвинения в неверии других мусульман (такфир) или принятия определённых воззрений. Он может возомнить себя, с помощью манипуляторов, уполномоченным шариата и начать применять уголовное наказание, хотя по правилам шариата эта функция принадлежит государству.

В среде мусульман распространены разные стереотипы, которые также помогают вербовщикам формировать религиозных фанатиков, а затем и экстремистов и террористов. Например, многие заблуждаются, считая, что джихад (противостояние на пути Аллаха – прим.ред.) был предписан мусульманам в Медине, то есть в мединскую эпоху истории пророка Мухаммада ﷺ.

При этом под джихадом понимают лишь так называемую священную войну. Прибавьте к этому, что в европейских языках теперь под джихадом понимают лишь военные действия мусульман за веру. На самом деле, в Медине мусульманской общине был предписан «кыталь» (сражение), в противовес агрессии со стороны немусульман, а не «джихад», который означает усердие и старание ради Аллаха.

Вообще, джихад, являясь в исламе более широким понятием, был предписан мусульманам в Мекке или в мекканский период, то есть до переселения Пророка ﷺ в Медину.

В суре «Фуркан» в 52-м аяте, который является мекканским аятом, сказано:

«Не потворствуй неверным (то есть не иди на поводу воззрений язычников) и совершай в отношении них с помощью него (то есть Корана) большой джихад» (25:52).

Это и есть аят, в котором впервые мусульманам предписан джихад, но в значении проповеди и призыва. Все историки ислама знают, что в мекканский период Мухаммад ﷺ и его сподвижники не вели ни каких боевых сражений, несмотря на угнетения со стороны мекканских язычников.

Духовная неграмотность и одиночество: как возникает религиозный фанатизм?
Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом...
25.11.2022
869

Шагавиев Д.А.

Фото: elements.envato.com.

Социальные комментарии Cackle