У меня возникла такая проблема: в последнее время мне стало очень трудно вставать на утренний намаз. Я, хвала Всевышнему, ложусь спать с омовением, читая зикр, ложусь не поздно, всегда просыпаюсь на утренний намаз, но не могу заставить себя встать. Ощущение, что внутри меня происходит борьба: мозг проснулся, а глаза не хотят открываться. Будто во мне два человека: один рвётся встать и совершить молитву, а другой не хочет. Что мне делать?
С точки зрения религии:
Любая из пяти ежедневных молитв, в частности утренняя, является обязательной. Именно от полноценности и совершенности молитвы во многом будет зависеть загробная участь человека: попадёт он в рай или в ад. Молитва – настолько важное предписание, что согласно мусульманской этике обучать детей её совершению следует уже с 7 лет, а с 10 лет даже наказывать за её неисполнение ребёнком.
Для того чтобы суметь вставать на утреннюю молитву, следуйте нижеприведённым рекомендациям:
– Сделать искреннее намерение проснуться на намаз.
– В смирении молить Аллаха, чтобы Он дал возможность встать на намаз. «Мольба – это оружие мусульман», – гласит хадис.
– Ложиться спать по сунне, то есть на правом боку, подложив правую руку под щёку, – это также отгоняет бессонницу.
– Не ложиться спать после предзакатного намаза или после вечернего, поскольку это приводит к бессоннице или к проведению ночи в разговорах.
– Ложиться спать до обеда, хотя бы на полчаса, если есть возможность.
– Ставить будильник желательно далеко, чтобы для его выключения пришлось встать, а когда человек встаёт, сон проходит.
– Попросить кого-либо – родственников, друзей, соседей, – чтобы разбудили на намаз.
– Обрызгивать лицо водой, ибо это придаст активности и отводит сон.
– Не есть обильную и тяжёлую пищу, а перед сном лучше вообще не есть.
– Вставать сразу, не медля.
– При пробуждении сразу поминать Аллаха и читать истиазу: «АузубиЛляхи мина-ш-шайтани-р-раджим» или «Аузу биЛляхи самииль-алими мина-ш-шайтани-р-раджим».
اعوذ بالله من الشيطان الرجيم
اعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم
– Как проснулись, сразу включить свет, если включатель под рукой, поскольку это тоже отводит сон.
– Ставить будильник на то время, когда уже пора молиться, поскольку, если человек проснётся чуть раньше, он откладывает и думает, что минут через пять проснётся.
– Тому, кто просыпается ночью для поклонения, лучше делать это ближе к утреннему намазу – этим он извлекает двойную пользу: пробуждение ночью и утренний намаз и, согласно хадисам, последняя треть ночи более достойная.
– Если кому-то очень тяжело вставать на намаз, то ему желательно использовать несколько будильников.
– Поминать смерть и ахират при пробуждении, ибо это также отводит сон.
– Быть искренним с самим собой и по отношению к Аллаху.
С точки зрения психологии:
С подобным вопросом обращаются нередко. Судя по всему, эта проблема актуальна для многих, но немногие решают об этом заговорить в силу различных причин. Вообще, сон характеризуется тем, что происходит торможение корковых участков головного мозга, отвечающих за осознанные действия. Именно в период сна сознание человека отключается, и на первый план выходит бессознательное. В момент активного вмешательства в сон (искусственное пробуждение) происходит борьба сознания и бессознательного. Нейроны (нервные клетки) головного мозга, находясь в состоянии торможения, не так быстро приходят в состояние возбуждения и какое-то время находятся в полувозбуждённом состоянии. Во многом переход от состояния торможения в состояние возбуждения зависит от общего типа высшей нервной деятельности и может заметно различаться у разных людей. Так вот, вся проблема в том, насколько быстро сознательная часть личности возьмёт верх над бессознательной и приведёт в тонус кору больших полушарий головного мозга. Многое будет зависеть от конкретной цели и личностной значимости этой самой цели для конкретного человека. Дело в том, что в полудрёмном состоянии человеку бывает сложно объективно оценить происходящее и расставить приоритеты так, как если бы он их расставил, находясь в сознании. К примеру, если человек очень долго желал какой-либо поездки, мечтал о ней и рано утром ему надо встать, чтобы не опоздать на автобус, то, только услышав сигнал будильника, он моментально приходит в себя и борьба со сном даётся ему очень легко. Но если значимость события не так велика, то и борьба со сном будет продолжительнее. Тут даже можно вывести некий закон, который будет звучать следующим образом: «Чем значимее для человека событие, ради которого необходимо прервать сон, тем легче ему будет встать, и наоборот».
Вот Вы говорите о том, что, проснувшись, не можете заставить себя встать, что некая часть Вашей личности тянет Вас совершить молитву, тогда как другая тянет ко сну. Судя по всему, у Вас чаще всего побеждает вторая. Вот и стоит задуматься, какие доводы она приводит для того, что всё время убеждает первую не вставать.
Единственное, что в этой ситуации необходимо, так это укреплять позиции первой субличности: необходимо полное понимание значимости совершения утренней молитвы. Также в этом может помочь понимание того, как человек принимает решения с точки зрения теории функциональных систем Анохина. Не вдаваясь в теоретические подробности, возьмём в расчёт лишь то, что для принятия решения необходима так называемая обстановочная афферентация, то есть дополнительный внешний стимул помимо основного мотива. В качестве этого стимула можно сделать так, чтобы будильник находился на некотором отдалении от Вас, чтобы Вы не могли до него дотянуться рукой и обязательно надо встать и сделать три-четыре шага. Того времени, которое понадобится Вам для отключения будильника, и тех усилий, которые Вы на это потратите, должно хватить для того, чтобы сознательная часть Вашей личности взяла верх над бессознательной.
И, конечно же, самым важным остаётся всё-таки развитие в себе искренности в вопросах выполнения религиозных предписаний. Это самое главное – то, через которое преломляется всё остальное.
Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов
теолог
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Islam.ru