Сказал посланник Аллаха (ﷺ): «Поиск знания является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки». (Сахих имама Бухари).
Знай же, что не возлагается приобретение всех знаний на каждого мусульманина, однако требуется от него приобретение насущных знаний – гильм аль-халь.
Существует выражение: «Лучшие знания – это насущные знания, а лучшее дело – сохранение существующего порядка».
Обязательным для мусульманина является постижение того, что необходимо ему в соответствии с его положением, работой. В каком бы положении он не был, ему необходимо совершать намаз и становится обязательным знание того, что позволит ему совершать фарз намаз.
Соответственно, мусульманину необходима та мера знаний, которая позволит исполнить ваджиб. Связано это с тем, что то, с чем связано исполнение фарз обязанности, само является фарзом, а то, с чем связано исполнение ваджиба, само является ваджибом.
Таким же образом в отношении уразы и заката, которые обязательны для исполнения: если у мусульманина есть имущество, то хадж обязателен для него.
Так же и в торговле, если мусульманин занят ею. Однажды у Мухаммада Ибн аль-Хасана спросили: «Не написать ли тебе книгу об аскетизме?» Он сказал: «Я уже написал книгу о торговле», имея в виду, что аскет – это тот, кто оберегает себя от страстей и порицаемого в торговых операциях. И таким же образом в других делах и ремёслах, ведь каждый, кто занимается делом, должен знать, что оберегает от харама в его предприятии.
Он также должен знать: о положении сердца, об уповании на Аллаха и об отстранении от грехов, страха перед Аллахом, довольства предопределением, так как в жизни человека случаются разные ситуации.
«Человек разумный» отличается от других существ. Все качества кроме мышления, стремления к знаниям, самосовершенствованию, присущи только человеку, но не иным живым существам. Храбрость, неустрашимость, сила, щедрость, мягкость и другие качества присущи многим существам на Земле. Этим Всевышний Аллах показал превосходство Адама над ангелами и приказал им совершить поклон ему. Роль знаний, данная людям Всевышним, огромна. Благодаря знанию человек удостаивается чести у Аллаха вечного счастья, как это было сказано Мухаммаду ибн аль-Хасан ибн Габдуллаху:
Учись, ведь поистине знание –
украшение для его обладателя,
Достоинство - символ каждого похвального качества,
Получай пользу каждый день, добавляя знания,
Плавай в морях пользы его.
Обрети понимание, так как оно –
лучший предводитель!
К благочестию, богобоязненности –
и это наилучшая цель!
Это знание – путеводитель к прямому пути.
Это крепость, защищающая от всех потрясений!
Воистину, только ученый боится Аллаха,
Он хуже для шайтана, чем сотни поклоняющихся.
В человеческом поведении постоянно борются совершенно противоположные друг другу черты: щедрость и жадность, трусость и смелость, высокомерие и скромность, скупость и расточительность, и другие. И поистине высокомерие, жадность, трусость, расточительство не только для мусульман являются харамом! И невозможно предохраниться от этого, кроме как, опираясь на знания и на умение преодолевать противостоящих образованию. Каждый человек должен быть осведомлен в этом вопросе.
Что касается изучения того, что происходит не всегда, то это является «фарзом кифая». «Фарз кифая» – это обязанность, которая освобождает мусульман данной местности, если среди них будет хотя бы один, выполнивший ее. А если же в этой местности нет того, кто займется этим, то все мусульмане несут бремя греха. Руководитель же мусульман должен приказать им выполнить «фарз кифая», даже принудить жителей к исполнению обязанности.
Поистине, знание – это необходимость, которая требуется постоянно, во всех действиях, как еда, никто не может существовать без нее. А знание, которым пользуются непостоянно, а время от времени, как лекарством, в котором есть необходимость только во время болезни, является отрывочным, не полным.
Знание астрологии подобно болезни, изучение этого – харам, так как оно причиняет вред и не приносит пользу.
Невозможно убежать от решения Всевышнего Аллаха и Его предопределения. Каждому мусульманину полагается все время поминать Всевышнего Аллаха, взывать к Нему, возносить мольбы к Нему, читать Коран, давать милостыню, которая отстранит беду, просить у Всевышнего Аллаха прощения и избавления, как в этом мире, так и в следующем, дабы Всевышний Аллах уберег его от горя и бед. Ведь воистину, тот, кому была дарована возможность обращаться к Аллаху, не будет оставлен без ответа!
Если беда была предписана, она постигнет его, но Аллах облегчит мусульманину его положение и наделит терпением по причине благословенной молитвы. Разрешается изучать астрономию для определения киблы, времени совершения намазов и так далее.
Также дозволяется изучать медицину, благодаря которой спасаются и сохраняются человеческие жизни. Медицину нужно изучать, как и другие науки. Поистине, Пророк (ﷺ) лечился и лечил других!
Рассказывают, что имам аш-Шафии сказал: «Знаний два вида: фикх – для религии и медицина – для тела. А остальное – только для украшения меджлиса».
Знания, полученные в течение многих лет, должны быть применены в жизни, на практике. В этом истинная суть науки. А что касается науки «фикх», то она служит для прояснения тонкостей шариата вместе с необходимыми средствами для вынесения решений. Также необходимо применять в жизни суры и аяты, поступать в жизни согласно их предписаниям.
Абу Ханифа сказал: «Фикх – это познание нафса (души) и того, что она должна и что должны ей». Он также сказал: «Знания нужны только для действий в соответствии с ними. Поступать же в соответствии с ними означает: оставить этот мир ради мира вечного».
Не следует человеку отвлекаться от познания самого себя и того, что приносит ему пользу, и следует отказаться от того, что наносит вред ему на этом и на том свете. Необходимо приобретать все, что приносит пользу, и остерегаться того, что наносит вред, дабы разум и знания не стали доводом против самого человека. Из-за этого может увеличиться наказание человека после его смерти, да убережёт нас Аллах от этого и от гнева Своего!
Бурхан аль-Ислам аль-Зарнуджи. "Наставления ищущим знание и способы его получения". ИД "Хузур". 2016 г.
По вопросам приобретения книги обращайтесь по адресу г. Казань, ул. Сафьян, 8 или по тел. 843 20-20-774.