Исламские университеты и их влияние на современную Европейскую цивилизацию

Фото: VLADJ55/ shutterstock.com

Фото: VLADJ55/ shutterstock.com

Тимбукту – в небольшом городе центральной части государства Мали, существовал университет Санкоре. В конце XX века число студентов составляло около 25 тысяч – огромное количество для города с населением в 100 тысяч тысяч человек.

В университете было несколько факультетов: изучали Коран, исламские науки, право; терапию и хирургию; астрономию, математику, физику, химию, философию; литературу, язык и лингвистику; географию, историю и искусство. 
Что удивительно, студенты могли изучать не только теоретические науки, но и практические ремесла.

В мастерских преподавались уроки коммерции, плотничества, агрономии, рыболовства, строительства, сапожного и портняжного дела и навигации.

Фото: D.Bond/ shutterstock.com

Фото: D.Bond/ shutterstock.com

Высшая ступень обучения, эквивалентная современной аспирантуре и докторантуре, занимала примерно десять лет.

Диссертация назвалась рисаля (что буквально означает «послание»), а защитивший ее получал наименование «аятолла» и становился ученым мирового уровня.

Что касается Андалусии, то ее мечети с момента своего появления в десятом веке изначально зарождались как центры изучения исламских наук и арабского языка, а затем стремительно превратились в крупнейшие научные университеты, в которых преобладали естественные, гуманитарные и обществоведческие дисциплины.

Хадисы о достоинстве знаний

Фото: Morphart Creation/ shutterstock.com

Фото: Morphart Creation/ shutterstock.com

Кордовская джума-мечеть в то время была самым крупным университетом Андалусии. В ней преподавался полный спектр исламских, естественнонаучных и обществоведческих дисциплин. Но наибольшего расцвета здесь достигли медицина, математика, физика и астрономия.

4 вида знаний в исламе

Фото: Wahyu Captoro/ shutterstock.com

Фото: Wahyu Captoro/ shutterstock.com

Учеба в исламских университетах была бесплатной. Студенты получали от университета книги, учебную литературу, питание и одежду. Для этих целей за университетами было закреплено вакуфное, неотчуждаемое имущество, выделяемое из общественной исламской казны или приносимое им в дар состоятельными мусульманами.

Исламские университеты Андалусии притягивали к себе студентов не только из Испании и стран Магриба, но и со всей Европы. Среди них было огромное количество студентов-христиан, предпочитавших обучение в исламских арабоязычных университетах своим европейским, поскольку последним по качеству образовательных программ и уровню обучения было весьма далеко до исламских.

В мусульманских университетах существовали вступительные экзамены, итоговые испытания, свидетельства о прохождении ступеней обучения, учебные кружки, прием иностранных студентов и стипендии. Образовательные процедуры были очень похожи на современные. Существовали даже подготовительные курсы и система поощрений успехов.

Фото: Morphart Creation/ shutterstock.com

Фото: Morphart Creation/ shutterstock.com

Учеба в университете была трудной, особенно на медицинском факультете. Экзамены на получение квалификации врача были тяжелые и долгие. Если студент не сдавал их успешно, ему не разрешалось заниматься врачебной практикой.

В дипломных свидетельствах - иджазе студентов на протяжении шести веков писали «би хакк ар-ривая»«удостоверенное кем-либо право учить». Когда студент оканчивал университет, ему выдавалась такая лицензия, удостоверявшая его право преподавать.

Понятие «бакалавр» впервые появилось в системе степеней Парижского университета в одна тысяче двести тридцать первом (1231) году. Возможно, это вестернизированное арабское выражение «би хакк ар-ривая».

Мусульманская ученость достигла Европы в XII веке. Новый материал, подтвержденный экспериментально, дал толчок европейскому высшему образованию.

Первый университет Западной Европы был создан в Италии, в Салерно. Это событие связывают с приездом туда Константина Африканского – тунисского врача и переводчика, познакомившего европейцев с арабской медициной. 

Аббас Махмуд Аккад в своей книге «Арабское влияние на европейскую цивилизацию» приводит свидетельство современного испанского ученого Абанеза Пласко, что классические европейские университеты и научные центры Возрождения зародились именно на организационной модели и научном наследии исламских университетов Андалусии.

Таким образом, можно смело утверждать, что исламские университеты оказали огромное влияние на формирование европейских университетов и фактически заложили основу европейского научного Возрождения и современной Европейской цивилизации.

4 самых известных университета исламского мира

Ихсан Кышкаров

Социальные комментарии Cackle