Видеть сны в хиджабе...

"Проект "Видеть сны в хиджабе" – попытка приблизить себя и, возможно, кого-то еще к пониманию женщины другой культуры. Попытка рассказать о том, что внешние проявления этой другой культуры (например, закрытые лица) не могут быть причинами для формирования опыта или знания, а каждое незнакомое и чуждое явление есть часть сложной системы и контекста. Мне хотелось поставить одного человека перед другим на маленьком расстоянии, в небольшом пространстве. Обычно они не сталкиваются в жизни, а теперь они могут что-то друг другу рассказать", – так фотограф и графический дизайнер Ксения Диодорова разъясняет сама себе, своим читателям и своим зрителям цели поездки в Марокко с фотокамерой в руках.

Новый проект отправил Ксению в североафриканский город Фес – восемь из полусотни марокканских женщин, к которым обратилась за помощью и с предложениями Диодорова, согласились поделиться с ней своим жизненным опытом и позировать перед фотокамерой.

"Изначально идея состояла в том, чтобы немножко "раскрыть" сам предмет исследования – хиджаб. Хиджаб стал для многих европейцев объектом материального воплощения выработанного каким-то неестественным путем страха, вызвал целый поток стереотипных опасений. На Западе, как и в России, хиджаб часто воспринимается обывателями как угроза. Потом у меня появилась идея в том, что хорошо бы рассказать и о женщинах, которые носят хиджабы, рассказать о них на каком-то глубоком уровне сознания, и параллельно – фотоизображения, показать не только то, что в их жизни лежит на поверхности. Я хотела нырнуть в мир, в котором они живут, чтобы увидеть другой смысл существования этого объекта – хиджаба".

"Я выяснила прежде всего, что женщины надевают платок по совершенно разным причинам. Марокко, где происходили съемки, прекрасная площадка для такого исследования, поскольку исламская культура не являлась исконной в этой берберской стране... Кто-то – потому что в семье все носят и носили хиджаб. Кто-то – потому что "я так комфортно себя чувствую". Причины самые разные..."

Причем, как отмечает фотограф, универсального правила нет. "Например, можно увидеть женщину в хиджабе, которая работает цветокорректором в фотолаборатории в центре большого города, а можно увидеть женщину, которая вообще не носит платка, но при этом постоянно сидит дома и без мужа не может выйти на улицу".

"Когда марокканки начинают рассказывать о своих ассоциациях, держа в руках эти предметы, – поражаешься тому, как похожи женские переживания. Некоторые вещи, конечно, разнятся, но другие похожи до невероятной степени. Меня впечатлила образность мышления некоторых моих героинь. Хадиджа, например, когда положила на стол ступку для специй как символ семьи, сказала: члены семьи в своем доме – как специи в этой ступке перемешиваются. Уже нет ни одного аромата по отдельности, а есть только какой-то общий".

"Есть прекрасное и любимое мною качество, которое я называю смирением, но в хорошем смысле слова. Оно присутствует в женщинах и в Марокко, и на Памире. Но это такое смирение, которое больше похоже на достоинство, чем на покорность".

"Я стремлюсь показать эту новую культуру так, чтобы стала очевидной ценность определенных вещей, которые, может быть, казались нам чуждыми, но вдруг стали ценными в процессе нового осознания. В марокканской истории для меня лично очень важным опытом стало как раз иное осознание себя как женщины – в том числе важность смирения в том смысле, о котором мы говорили. Потому что смирение в достоинстве, наверное, природой как-то в нас заложено, но немножко теряется сейчас из-за натиска нового времени..."

Islam-Today по материалам проекта Ксении Диодоровой и радио "Свобода"

 

Социальные комментарии Cackle