Халатное отношение к выборам – большой исраф?

17, 18 и 19 сентября состоится избрание нового состава Государственной думы. Событие, безусловно, значимое в жизни страны. Является ли оно значимым для мусульман России? Нужно ли участвовать мусульманину в политической жизни своей страны? И есть ли смысл голосования? Все это разберем в статье.

Первые выборы в истории ислама

Мухаммад (с.а.с.) был пророком и правителем одновременно. После его смерти встал серьезный вопрос – кто будет новым главой мусульман. Интересно, что сам Пророк (с.а.с.) не оставил никаких указаний относительно того, как выбирать нового правителя.

По мнению некоторых ученых, отсутствие такого указания значит, что вопрос определяется мусульманами самостоятельно. Отсутствие подобного опыта вызвало немало трудностей и разногласий у мусульман того времени, как следствие, они не смогли прийти к единому мнению. Такая неопределенность во время первых выборов в истории ислама прослеживалась и в последующем.

Читайте также: Как возникло Оренбургское духовное собрание (из рукописи одного имама)

Избирательное право мусульман России

До 60-х годов XIX в. в России правом выбора были наделены только граждане высшего сословия. Последовавшие во второй половине века реформы повлекли большие изменения в российской избирательной системе. Избирательным правом обладали местные землевладельцы, владельцы торговых и промышленных заведений, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Правом голоса были также наделены различные ведомства и учреждения, церкви в лице своих представителей, но не мечети.

В начале XX в. создается многопартийная Государственная Дума, появляется новейшая система избирательного права. К голосованию на выборах стали допускаться мужчины, достигшие возраста 25 лет; женщины, военнослужащие, студенты, и кочевые народы были лишены права голоса.

Революция 1917 года стала новой вехой в истории избирательной системы. Право голоса получили достигшие 20-ти граждане мужского и женского пола всех национальностей и вероисповеданий. Россия стала первым государством, принявшей закон о всеобщем избирательном праве.

Мусульмане в Госдуме

За весь период существования дореволюционной Думы в российский парламент было избрано 79 депутатов. 67 человек представляли интересы мусульманского населения страны, они объединились в самостоятельную мусульманскую фракцию.

Стоит отметить, что общественность рассматривала фракцию как «национальную группу», сама фракция представляла себя как защитник интересов мусульманской уммы [Усманова, 1999].

Мусульмане – неотделимая часть российского государства

Мусульман, особенно живущих в немусульманских государствах, волнует вопрос: как они должны относиться к выборам и должны ли принимать в них участие?

Прежде всего стоит отметить, что участие в выборах исламом не запрещено – это гражданское право каждого мусульманина и возможность участвовать в политическом процессе. Будучи гражданами своей страны, мусульманин имеет право защищать свои интересы и права, возможность выражать свое мнение и позицию, и приумножать благо в обществе.

Нужно помнить, что мусульмане России – ее полноправные граждане, наряду с которыми проживает большое количество представителей других религий. Мы не можем жить в вакууме, игнорируя общественные и политические события, оставаясь где-то в закулисье происходящих событий.

Читайте также: Кто первым познакомил русских императоров с исламом?

Есть такое мнение, что мусульманину не нужно влезать в политические дела, а тем более влиять на процесс выборов, потому что это является своего рода сотрудничеством с немусульманами. Не стоит забывать, что Всевышний предписал совещаться в вопросах, по которым нет однозначного предписания в Коране. А выборы – это и есть такого рода сотрудничество. Известно, что посланник Аллаха (с.а.с.) обсуждал с немусульманами дела, касающиеся будущего и благосостояния его родины. В конституции Медины было сказано, что жители Медины должны сотрудничать и поддерживать друг друга во благо процветания своего города.

Когда дело касается будущего страны, преуспевания общества, в сотрудничество должны быть включены все граждане этой страны, независимо от вероисповедания, прежде всего в своих собственных интересах, а именно:

  • возможность влиять на власть,
  • возможность быть услышанным и обозначить свою гражданскую позицию,
  • защита и улучшение своей жизни,
  • защита собственных интересов,
  • улучшение благосостояния общества.

К тому же, в выборах в немусульманских странах могут участвовать открыто антиисламские партии, или партии, пропагандирующие антиисламские ценности, участвуя в голосовании, у мусульманина появляется возможность как-то влиять на эти процессы.

Халатность к выборам – большой исраф

Халатность к своей возможности голосования – это большой исраф (расточительство, упущение – прим.), потому что это право дано Всевышним Аллахом, и большим упущением является не воспользоваться им. Некоторые могут возразить: мол, все равно ничего не изменится, смысла голосовать нет, но мы не будем отвечать за деяния других людей, от нас только причина, результат от Аллаха.

Вспомните притчу про пчелку. Когда пророка Ибрагима (а.с.) бросили в огонь, пчела летала вокруг, набрав в ротик воды и стараясь погасить тот огонь. Это ее стремление также зря не пропало. Всевышний превратил ту водичку, которая была у нее во рту, в приносящий людям исцеление мед.

Мусульманин – наместник Аллаха

Поддержание стабильности – необходимая черта политической линии в исламе. В «Акида ат-Тахави» сказано, что если правители приказывают делать добро, мусульмане считают обязательным повиноваться им, восстание против руководителей приводит к плохим последствиям, кровопролитию и распространению беспорядка.

Каждый человек в некотором смысле халиф, управленец. А это значит, что каждый из нас может внести свой небольшой, но значимый вклад в развитие общества и благосостояние своей страны. А выборы являются как раз тем инструментом, который может изменить жизнь к лучшему.

В конечном счете ходить на выборы или нет, каждый решает сам.

 

Социальные комментарии Cackle