Что кроется за самоубийством?

В последнее время участились случаи самоубийств из-за проблем с деньгами, разводами, долгов, семейных ссор, неудач на работе и в учёбе, безответной любви и прочее.

Люди при встрече с трудностями и испытаниями в жизни всё чаще впадают в чувство безысходности, заставляющее их покончить с собой, полагая, что нет человека – нет проблем.

Отчаяние – один из признаков неверия, сомнения в милости Аллаха. Потому, трудно представить, чтобы верующий, знающий своего Господа, даже подумал решить свою проблему подобным образом. Всевышний говорит:

«Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (Ан-Ниса, 29).

Мусульманин знает, что «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Аль-Бакара, 286). Потому, если что-либо его настигает в жизни, он принимает это, как очередное испытание, которое он в силах пройти. Также этот аят указывает и на то, что при решении своих задач и проблем, нет необходимости влезать в запретное.

Достаточно правильно использовать всевозможные халяльные ресурсы и уповать на Аллаха. Ведь Он не требует невозможного от своих рабов и нарушения запрещённых Им же границ. Нельзя забывать: испытания даются для проверки верности Ему. Когда человек успешно проходит его, Всевышний открывает врата изобилия и прощения:

«Тому, кто боится Аллаха (нарушить Его повеления), Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (Ат-Талак, 2-3).

Кроме того, люди часто усложняют свою жизнь, как раз строя её на запретном. А потом сталкиваются, нет, не с испытанием Аллаха, а уже с плодами своих грехов:

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое!» (Аш-Шура, 30).

Далее, в 31-м аяте Господь продолжает: «Вы не спасётесь бегством на земле, и нет у вас, помимо Аллаха, ни покровителя, ни помощника!» – то есть, что бы человек не делал, его единственным спасением будет милостивый Создатель. Стоит лишь искренне раскаяться, обратиться к Нему за помощью, впредь следуя указанным Им путём.

Суицид – запретная граница. В большинстве случаев к этому приводит изначально неправильно выстроенная жизнь: например, кто-то набрал запрещённые кредиты, на них построил дом, бизнес, они сгорели, ресурсов больше нет. Выход: либо жизнь в нищете, либо смерть.

А если бы человек полагался на Всевышнего и терпеливо шёл к цели дозволенными путями, то, либо достиг желаемого, либо жил спокойно с тем, что имеет. Ведь есть предопределение и быть может так, что человеку изначально не суждено было иметь большой дом и бизнес, но он поторопился и усложнил себе жизнь, желая завладеть тем, что ему не принадлежало бы никогда.

И это не повод отчаиваться, поскольку знающий Господь объясняет: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете!» (Аль-Бакара, 216).

Всевышний никогда не вредит своим рабам. Наоборот, оберегает их от несчастий, наставляя на правильные действия.

По статистике, соблюдающие границы Аллаха верующие, живут более спокойную, счастливую жизнь. Да, они проходят много трудных испытаний. Однако, главным инструментом их успешного и благополучного для психики исхода, является смирение и терпение.

И, если поразмыслить, то ведь бунт и не желание мириться с происходящим, исходит от нафса (эго), который имеет целью жизни не поклонение Аллаху, а бездумное удовлетворение своих «хотелок». Вот и происходит сбой системы его жизни, приводящий к большему бунту уже в виде решения покончить собой.

Каков хукм ислама относительно верующего, покончившего жизнь самоубийством?

К сожалению, бывает так, что человек верующий, но, из-за несоблюдения им религии должным образом и отсутствием духовного стержня на основе знаний, его связь с Создателем минимальна. И при встрече с определёнными сложностями по вышеописанным причинам, он не находит в себе сил продолжать бороться.

Даже бывает так, что человек вовсе не ведает о грехе самоубийства. Тем не менее, это не снимает с него ответственности за совершённое и его положение определяется следующими священными текстами:

«Мы сожжём в Огне того, кто совершит это (самоубийство) по своей враждебности (бунтуя против Аллаха, не соглашаясь с Его предопределением) и несправедливости. Это для Аллаха легко» (Ан-Ниса, 29);

«Кто намеренно сбросится с горы и убьёт себя, тому длительно быть в адском огне, неустанно повторяя там акт самоубиения; кто намеренно примет смертельную дозу яда и убьёт себя этим, тому быть длительно в адском огне, повторяя свой акт самоубиения; кто намеренно убьёт себя чем-то металлическим (холодным, огнестрельным оружием и т. п.), тому быть длительно в адском огне, повторяя там свой акт самоубиения» (Бухари);

Это интересно: Можно ли совершать заупокойную молитву (джаназа-намаз) над самоубийцей?

«Если у человека была рана и он, желая облегчить свою участь, убил себя, то Аллах скажет: «Он опередил Меня (предопределение, возможно, он мог бы ещё пожить, спастись) и Я запретил ему рай» (Бухари).

Жизнь – дар Всевышнего и лишать её вправе только Он. Покушение же на право Аллаха не проходит безнаказанно.

«Всевышний простил моим последователям совершённое по ошибке, а также совершённое по забывчивости и под принуждением» (Ибн Маджа, Табарани). То есть, истинное положение сердец известно только Всевышнему. Акт самоубиения может произойти по причине умопомрачения (аффект, сумасшествие, сильный страх и прочее). Поэтому нельзя однозначно судить о верующем, строго осуждая его поступок.

Опираясь на эти и другие тексты, большинство учёных сделали вывод, что верующий, покончивший свою жизнь самоубийством, однажды выйдет из ада, поскольку сказано: «Кто имеет веру в сердце (правильное вероубеждение, игътикад) хотя бы на вес пылинки, тот не будет вечно пребывать в Аду» (Бухари). Их хоронят так же, как и обычных мусульман, соблюдая все предписанные ритуалы, связанные с подготовкой к погребению и самим погребением.

Кто-то может задаться вопросом относительно положения тех верующих, кто идёт на смерть ради спасения других людей. Например, человек, зная, что скорее всего погибнет сам, бросается в огонь или в воду, чтобы спасти другого. Такие люди не могут считаться самоубийцами. Наоборот, на мирских и божественных весах они являются героями, мучениками.

Может ли самоубийство быть предопределено Всевышним?
Вопрос: можно ли объяснить решение человека уйти из жизни предопределенностью судьбы? И правильно ли задаваться подобными вопросами мусульманину? Ответ: каждый имеет право задать интересующий вопрос относительно судьбы. Наличие такого вопроса не означает, что человек отвергает какой-либо аспект религии. В этой статье мы постараемся разъяснить данный вопрос более детально.
04.06.2018
32346

Никому не следует жертвовать собой из-за мирских проблем, какими бы сложными они не казались. Поистине, мирское преходяще и совсем незначительно по сравнению с вечной жизнью. Трудности непременно сменятся лёгкостью, главное переждать сей тяжёлый период, уповая на милость Аллаха. Жизнь продолжится и, подобно текущей реке, выйдет на своё русло. Невзгоды забудутся, оставив огромную пользу в виде ценного опыта, а впереди ещё много того, что обязательно стоит увидеть…

(Фото в публикации: shutterstock.com). 

Социальные комментарии Cackle